Сплошное разочарование: почему в Петербурге разучились убирать снег
«Представьте себе: вы приходите в пиццерию, уютная атмосфера, приглушенный свет, одуряющие запахи расплавленного сыра, острых колбасок и румяного теста витают в воздухе. К вам подходит официант и предлагает сделать заказ, но выбрать нужно максимум два составляющих из трех. Пицца либо без начинки, либо без теста, либо без сыра.
«А все вместе нельзя?», — робко спрашиваете вы. «Все вместе нельзя», — строго отвечает официант. И вроде повар поработал, и официант побегал туда-сюда, и вы что-то поели, но это «что-то» было явно не пиццей. И результата, которого вы ждали, явно не случилось. Сплошное разочарование.
Именно так можно описать то, что происходит во многих городах, в том числе и в Санкт-Петербурге, зимой. Вроде люди трудятся круглые сутки, не покладая рук, и техника шевелится на улице, и власти отчитываются о тысячах тонн снега, героически собранных с дорог. А результата нет. Сплошное разочарование. Почему? Потому что уборка города — сложный и комплексный процесс, для успеха которого требуется подобрать правильно все ингредиенты.
Все больше баллов на дороге
Доказано, что при появлении на дороге любого вида зимней скользкости — снега, наледи, наката — риск попадания в аварию увеличивается в четыре раза. Кроме этого, резко снижается пропускная способность улиц из-за снижения скорости, увеличивается частота и протяженность пробок. В результате наносится не только экономический ущерб. Из-за снижения скорости движения резко повышается концентрация выхлопных газов в воздухе, что крайне опасно для человека и окружающей среды.
Вроде люди трудятся круглые сутки, не покладая рук, и техника шевелится на улице, и власти отчитываются о тысячах тонн снега, героически собранных с дорог. А результата нет. Сплошное разочарование
В Санкт-Петербурге, по официальным данным ГИБДД, доля аварий зимой, произошедших по причине наличия на дорогах «условий, не соответствующих безопасности дорожного движения», по отношению к общему числу аварий последние три года крайне высока — от 35 до 45%. Для сравнения, в Москве эта доля составляет 13- 30%. В снегопады или при переходах через ноль градусов инспекторы ГИБДД фиксируют многократный рост аварий на дорогах Санкт-Петербурга по причине «неудовлетворительных дорожных условий» — колеи, наледи, гололеда.
В последние годы в городе снизилась средняя скорость движения транспортного потока, из-за чего стали частыми многокилометровые пробки в 8 баллов и выше. В то время как, еще в 2010-2011 гг. исследования «Яндекс.Пробки» показывало, что загруженность улиц в снегопады для Санкт-Петербурга не превышала 7 баллов.
Без соли, пожалуйста
Все это стало результатом изменения технологии зимней уборки. Три года назад комитет по благоустройству Смольного решил, что сможет убирать город только с помощью механического прометания улиц и использования фрикционного материала — песка (содержание соли в 5% добавляется как антислеживатель и функции плавления не несет). Но при такой технологии полностью убрать зимнюю скользкость с покрытия в условиях крупного мегаполиса невозможно, потому что у комитета а) нет достаточно техники, чтобы успеть смести в течение часа-двух снег до того, как его укатают автомобили, б) песок при распределении на гололед не увеличивает коэффициент сцепления колес с дорогой.
В Петербурге доля аварий зимой, произошедших по причине наличия на дорогах «условий, не соответствующих безопасности дорожного движения», выросла до 45%. Для сравнения, в Москве она составляет 13- 30%
По сути, из «пиццы» убрали ингредиент, с которым не научились правильно работать — реагенты. Их использовали с грубейшими нарушениями технологии — сыпали в снег, превышали нормы распределения. Вместо того, чтобы применять в ограниченных количества в крайних случаях — их убрали совсем. А Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга изменили. Если раньше в прямом соответствии с ГОСТом наличие снега и наледи на проезжих частях не допускалось, то 19 декабря 2017 года решением постановления правительства Санкт-Петербурга были внесены изменения в эти правила — и теперь снег на проезжей части допускается…
При этом интенсивность дорожного движения на основных улицах Санкт-Петербурга сегодня превышает 30-40 тыс. автомобилей в сутки. А на некоторых дорогах этот показатель составляет свыше 100 тыс. автомобилей. Ни один город в мире на дорогах с таким потоком транспорта не допустил бы в принципе какого-либо снега/наледи дольше двух-трех часов. Другими словами, в Северной столице на дорогах с крайне высокой интенсивностью дорожного движения сейчас допускается уровень содержания, который в зарубежных странах допустим на межрегиональных дорогах с потоком в 1500 автомобилей в сутки.
Из «пиццы» убрали ингредиент, с которым не научились правильно работать — реагенты
Следите за прогнозом
В целом, нашим специалистам не помешало бы знакомство с опытом иностранных коллег по уборке улиц от снега. Так, если посмотреть на технологии уборки городов за границей, то их можно разделить на три основные составляющие: борьба со снегом, борьба с гололедом и вывоз снега. И под каждый из этих пунктов подбирается максимально эффективное средство, подходящее под климатические, инфраструктурные и экологические особенности города.
Кроме этого, все дороги разделены на категории, в зависимости от интенсивности движения. К каждой из категории предъявляются свои требования к содержанию, во главе угла которого стоит — обеспечить безопасность передвижения пешеходов и водителей. Это требование, кстати, записано и в федеральном законодательстве России, как прямая обязанность властей муниципалитетов.
Итак, как убирают дороги в Швеции и Финляндии? В обеих странах к дорогам с интенсивностью движения свыше 3 тыс. автомобилей в сутки предъявляются повышенные требования к содержанию. Основное требование к таким дорогам — полная очистка от снега и льда в течение двух часов после прекращения снегопада. Во время снегопада прометание дороги происходит при выпадении 2 см рыхлого снега или 1 см талой шуги, образованной в результате взаимодействия с реагентами. Наличие снежного покрова в обеих странах допускается исключительно на дорогах с низкой интенсивностью движения (меньше 3 тыс. автомобилей в сутки на основных федеральных дорогах) и меньше 6 тыс. автомобилей в сутки на региональных дорогах. И это международная практика.
На оживленных дорогах и уж тем более на центральных улицах больших городов во всем мире обязанность дорожников — очистить проезжую часть до черного асфальта, чтобы не допустить роста числа аварийности и поддержать скорость движения транспортного потока.
В Швеции и Финляндии основное требование к дорогам с интенсивным трафиком — полная очистка от снега и льда в течение двух часов после прекращения снегопада
Как этого добиваются? Перед снегопадами или сообщениями о возможном образовании гололеда, дороги обрабатывают реагентами — жидкими или твердыми рассолами различных солей. То, что в Швеции и в Финляндии не применяют реагенты — миф. Одна только государственная дорожная администрации Швеции использует около 300 тысяч тонн реагентов ежегодно, Финляндия — около 100 тысяч тонн. Обе страны работают над снижением потребления солей за счет более точного прогнозирования погоды, датчиков состояния дорожного полотна, машин с точным дозированием и т.д. Но это важный ингредиент в дорожном содержании, так как убрать гололед с дорог другим способом нельзя.
Далее, талый снег вместе с вновь выпавшим, механическим способом сметается с проезжей части в течение двух часов и вывозится либо на снегоплавильные пункты, либо на снегосвалки. Дороги, содержащиеся под постоянным снежным покровом — региональные или муниципальные дороги с интенсивностью ниже трех тысяч автомобилей в сутки — грейдируются, посыпаются крупным гранитным или мраморным щебнем.
«Суверенная» уборка
В этом плане Петербург ничем не отличается от других крупных городов. Для того, чтобы решить проблему со снегом в городе, необходимо вернуть ГОСТ, который связывал требования по уборке дорог с интенсивностью движения, и использовать правильно все три составляющих зимней уборки: рыхлый снег сметать механически, наледь и гололед обрабатывать плавящими веществами в нормах не более 100 г на квадратный метр, подъемы, спуски и крутые повороты дополнительно посыпать комбинированными противогололедными материалами на основе щебня и солесодержащих веществ, чтобы увеличить сцепление колес с дорогой.
Нужно также пересмотреть карту снегосвалок и снегоплавильных пунктов, а также проанализировать наличие дополнительных тепловых источников, которые могут быть использованы для утилизации снега, чтобы сократить плечо вывоза и тем самым быстрее высвободить технику для уборки.
В противном случае спасти горожан от последствий снегопадов не получится — уборщики продолжат трудиться круглые сутки, спецтехника будет ездить по улицам, власти будут отчитываться об убранном снеге, а горожане продолжат пробираться на работу через сугробы».
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.