Ozon идёт во дворы, «Яндекс Маркет» — в «оптимальные зоны» Петербурга
Лидеры рынка онлайн-торговли наращивают свои сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в Петербурге. Себестоимость логистики растет, доля курьерской доставки будет снижаться, а доля самовывоза заказов из ПВЗ будет расти, говорят эксперты. На этом фоне маркерплейсы запускают программы стимулирования открытия новых партнёрских ПВЗ и смягчают требования к таким точкам.
Увеличить покрытие
В Ozon сообщили о запуске программы поддержки с ежемесячными выплатами для новых франчайзи, которые открывают ПВЗ. Все пункты младше 6 месяцев в Петербурге с 1 января 2023 года смогут получить фиксированную выплату в 100 тыс. руб. на период раскрутки пункта в дополнение к стандартному вознаграждению в виде процента от оборота. Кроме того, Ozon упрощает требования к помещениям ПВЗ и выбору адресов для их запуска. Раньше маркетплейс разрешал открывать пункты выдачи заказов только на первых этажах и на первых линиях улиц, теперь же будут допустимы помещения на цокольных и вторых этажах, и во дворах. Минимальное расстояние между новыми и старыми ПВЗ сократили с 5-7 минут пешего хода до 2 минут. В компании рассчитывают, что эти меры позволят активнее развивать сеть ПВЗ. Сейчас в Петербурге расположено 840 фирменных пунктов Ozon (год назад их было порядка 500).
«Мы видим, что клиентам нравится забирать заказы из пункта выдачи — восемь из десяти клиентов оформляют свои заказы именно в пункты. Популярность пунктов растет и у продавцов — больше 50% из них предпочитают отгружать свои товары через пункты. Рост востребованности пунктов самовывоза говорит о том, что сеть необходимо наращивать и расширять, делать её более доступной и близкой — как для клиентов, так и для продавцов», — заявил директор по развитию партнерских логистических платформ Ozon Денис Дьяченко.
Двукратный рост
О планах расширения сети ПВЗ заявили и другие маркеплейсы. В Петербурге работают уже более 500 пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета», и сеть продолжает расти, сообщили в пресс-службе компании. В 2023 году ее планируют удвоить. «Мы активно развиваем сеть пунктов выдачи, в том числе и в Санкт-Петербурге, и планируем увеличить количество ПВЗ до 20 000 по стране в 2023 году. Сейчас у «Яндекс Маркета» около 10 тысяч пунктов выдачи, включая партнерские», — отметили в компании.
В том, что касается выбора мест размещения для новых ПВЗ, в «Яндекс Маркете» придерживаются иного подхода, чем в Ozon. У каждого брендированного пункта выдачи есть «охранная зона», в которой не могут открыться другие ПВЗ — она рассчитывается автоматически в зависимости от локации на основе специальных алгоритмов. «Чтобы выбрать локацию для открытия было проще, мы создали карту оптимальных зон — с ее помощью партнеры могут проверить, не попадает ли выбранное ими помещение или адрес в охранную зону другого ПВЗ, и будет ли точка востребована у покупателей», — пояснили в компании.
В Wildberries не ответили на запрос РБК Петербург. По данным 2ГИС, сейчас у этой сети 1059 ПВЗ в городе. Ранее в Wildberries называли среди наиболее перспективных локациий для открытия новых ПВЗ Московский регион и Петербург, где активно растет число онлайн-покупок, а также отдаленные регионы на Дальнем Востоке страны. Общее число собственных и партнерских пунктов выдачи заказов Wildberries — 24,4 тыс. точек (данные на конец августа 2022 года).
Тренд на самовывоз
По данным исследования «Последняя миля для интернет-торговли» Data Insight, за три квартала 2022 года на рынке электронной коммерции России было доставлено 1,7 млн заказов. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составил 52%. Петербург занимает 9% от доли заказов по всей стране, и 8% в доле продаж. По доле онлайн-заказов и объёму продаж между регионами лидируют Москва (17%) и Московская область (11%) — суммарно на них приходится 28% всех российских заказов и покупок.
«По нашим данным, в 2021 году почти все заказы Wildberries и 90% заказов Ozon были доставлены через пункты выдачи. Доля заказов, доставленных этими маркетплейсами в третьем квартале 2022 года, на рынке логистики для eCommerce достигла 75%, на 13 п.п. больше, чем за весь 2021 год. Мы видим, что общий тренд на доставку через ПВЗ сохраняется, маркетплейсы и дальше будут наращивать количество своих ПВЗ», — прогнозирует руководитель отдела аналитики Data Insight Надежда Виноградова.
По словам эксперта, такая политика маркетплейсов продиктована предпочтениями клиентов и партнеров. «Самовывоз остаётся для покупателей предпочтительным способом доставки, в то время как доля курьерских доставок будет снижаться из-за удорожания процессов в силу инфляции. В связи с этим маркетплейсы, интернет-магазины и логистические компании будут заинтересованы в сохранении точек вывоза и подключении новых ПВЗ», — резюмирует Надежда Виноградова.
Повтор публикации от 12.12.2022