Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Россия уведомила Совет государств Балтийского моря о своем выходе Политика, 14:09
Песков назвал воровством идею изъятия российских активов в пользу Украины Политика, 14:08
Кремль заявил об отсутствии решения о переносе региональных выборов Политика, 14:07
Микросон и усталость: искусственный интеллект не даст заснуть водителю Партнерский проект, 14:00
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 14:00
Алексей Березуцкий отреагировал на сообщение о возможном уходе из ЦСКА Спорт, 13:59
В «Авито» назвали районы Москвы, где сильнее всего подешевела аренда Недвижимость, 13:58
Спрос снизился втрое: как прошли майские праздники на рынке недвижимости Недвижимость, 13:55
Более 9 тыс. врачей прошли оценку в Кадровом центре депздрава Москвы Город, 13:54
Военная операция на Украине. Главное Политика, 13:49
Россиянка из четвертой сотни рейтинга WTA обыграла 27-ю ракетку мира Спорт, 13:48
Олимпийский чемпион ушел из санного спорта ради семьи и работы в полиции Спорт, 13:39
Шольц и Зеленский назвали условие мирного урегулирования конфликта Политика, 13:38
Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности Pro, 13:38
Санкт-Петербург и область ,  
0 

В Санкт-Петербурге закрывается известная сеть гипермаркетов

Х5 Group закроет одну торговую сеть и сократит — другую
Фото: Тарасенков Александр/PhotoXPress.ru
Фото: Тарасенков Александр/PhotoXPress.ru

Лидер петербургской продовольственной розницы Х5 Group планирует в следующем году закрыть в Петербурге и Ленобласти последние гипермаркеты «Карусель», а также сократить число алкомаркетов «Пятьница». Высвободившие площади ретейлер намерен использовать для открытия новых магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток». Это единственный вариант для Х5 Group для запуска новых точек — полноценное развитие в регионе под запретом антимонопольной службы, пояснили в компании.

«Непрофильный бизнес»

Как сообщила Екатерина Родионова, директор по продажам макрорегиона Северо-Запад торговой сети «Пятёрочка», в 2022 году ретейлер планирует закрыть 7 магазинов «Пятьница» в Петербурге и Ленобласти — в итоге сеть собственных алкомаркетов Х5 Group сократится до 15 магазинов (алкомаркеты под собственным брендом в компании развивают с конца 2015 года).

«Алкомаркеты — не совсем профильный для нас бизнес. Нам проще в обычные магазины поставить маленький уровень ассортимента алкоголя, там, где это возможно, чем развивать специальный формат», — пояснила Екатерина Родионова.

Что касается «Каруселей», то Дарья Осиновская, исполнительный директор территории Северо-Запад «Перекрёстка», пояснила, что в СЗФО осталось всего три этих магазина. «Мы рассматриваем как продажу этих объектов, так и трансформацию их в «Перекрёстки», — говорит она.

В пресс-службе Х5 Group подтвердили РБК Петербург возможность продажи или трансформации «Каруселей». В компании отметили: «Решение трансформировать сеть гипермаркетов соответствует стратегии Х5 Group, которая направлена на максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Наиболее подходящими форматами для этого сегодня являются «магазины у дома» и супермаркеты, в которых X5 занимает лидирующие позиции и продолжает фокусироваться на их дальнейшем развитии во всех регионах присутствия, в то время как миссия гипермаркетов во всем мире теряет популярность в связи с изменением покупательских предпочтений и модели поведения». 

Неэффективные точки

Рыночная доля Х5 Group по итогам 2020 года достигла 28,9% и третий год подряд превысила максимальный допустимый лимит в Петербурге (до 25%). Компания не может в течение года покупать и арендовать новые помещения под магазины — это запрещает ФАС. «Открытия в Петербурге возможны только за счет передачи точек. Единственная стратегия для нашего развития — это закрытие неэффективных магазинов и открытие на их месте более эффективных», —поясняет Дарья Осиновская.

Так, например, в декабре в Петербурге были открыты магазины под брендом «Джем» Перекрёсток» в Кирпичном переулке и Гражданской улице. Ранее на этих местах работали обычные «Перекрёстки», но с меньшим размером торгового зала. «Джем» —новый формат для Х5 Group магазинов площадью до 300 кв. м. Средняя площадь обычных «Петекрёстков» значительно больше, до 1200 кв. м.

Pro
Какие ошибки в опционном договоре обернутся финансовыми потерями
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года
Pro
Пять финтех-стартапов под грифом «самый»
Pro
Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать
Pro
Фото: David McNew / Getty Images Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году
Pro
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Смогут ли акции АЛРОСА подняться после падения
Pro
Фото: Instacart Сильнейший конкурент Amazon выходит на IPO: что нужно знать инвесторам
Pro
PR госзаказчика: где кроются сложности

Фото:Х5 Group
Фото: Х5 Group

Как пояснила Дарья Осиновская, в этих магазинах была полностью пересмотрена концепция. «Идея в том, чтобы в центре города больше внимания уделять готовой еде, продуктам категории fresh, меньше внимания — бакалее и сопутствующим товарам. Это магазины, рассчитанные на быстрые покупки», — говорит она. Ассортимент «Джем «Перекрёстка» — в 5 раз меньше, чем в супермаркете (не 15 тыс., а около 3 тыс. позиций). Через несколько месяцев работы двух пилотных точек в Петербурге и одной — в Москве в Х5 Group решат, стоит ли тираживать этот формат.

По словам Екатерины Родионовой, из-за ограничений ФАС, открытие магазинов дискаунтеров под брендом «Чижик» в Петербурге в следующем году не планируется. «Весь «Чижик» будет развиваться не у нас», — подчеркивает она. В сентябре в X5 Group заявили о цели за три года открыть 3 тыс. собственных дискаунтеров.

Екатерина Родионова говорит, что в 2022 году компания намерена сделать акцент на обновление существующих «Пятёрочек». «Сейчас доля обновлённых магазинов составляет 35%, в следующем году мы намерены довести их долю до 50%», — отметила она. В этом году было 13 магазинов, в следующем году под ремонт и последующий перезапуск планируют отдать 21 магазин.

Неактуальные форматы

Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков называет решения Х5 Group предсказуемыми. «Сеть собственных алкмаркетов было нужно либо развивать большим количеством магазинов, сопоставимых с количеством «Пятёрочек», что невозможно в Петербурге из-за ограничений ФАС, либо не развивать вообще. «Магнит», который пытался развивать собственную сеть алкомаркетов под брендом «Магнит Вечерний», отказался от своих планов без всяких ограничений ФАС, когда понял, что в этом формате он не конкурентоспособен. Похоже, что Х5 Group пришли к аналогичному выводу», — говорит он.

Закрытие «Каруселей» — также вполне закономерный шаг, считает Иван Федяков. Формат гипермаркетов находится под большим давлением — торговые сети, которые специализируются на них, не растут. «В гипермаркетах под непродовольственный ассортимент (от косметики до одежды) отводится до половины площадей, но они приносят всего 20-30% выручки, что является катастрофически неэффективным использованием площадей. Для Х5 Retail Group логично закрыть последние магазины и переформатировать их в «Перекрёстки» или даркстроры. Или можно сделать гибридный формат», — резюмирует Иван Федяков.

Х5 Group

Х5 Group — крупнейший по обороту российский ретейлер создан в мае 2006 года после слияния продуктовых сетей «Перёкресток» и «Пятёрочка». Управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель», развивает цифровые сервисы «Перекрёсток Впрок», 5Post, сервисы экспресс-доставки и агрегатор «Около». По данным на 30 сентября 2021 года, под управлением компании находились 18 648 магазинов с лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России.

Сеть на территории СЗФО насчитывает 1816 магазинов «Пятёрочка», 148 супермаркетов «Перекрёстков» и 3 гипермаркета «Карусель».

Компанией владеют CTF Holdings S.A. (входит в «Альфа-Групп», 47,86%), Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust, 11,43%), в свободном обращении 40,61% (из них 0,01% казначейских акций), у директоров X5 — 0,09%.

Повтор публикации от 17.12.2021

Материалы к статье
Авторы