Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Почему стоит выбрать Швейцарию для лечения и сохранения здоровья Партнерский материал, 08:03 Роскомнадзор проверит достоверность сведений об абонентах сотовой связи Технологии и медиа, 08:00 Синоптики назвали прошедшую ночь в Москве самой холодной с начала зимы Общество, 07:58 Ковидный драйвер: какие компании будут расти в 2021 году — Bloomberg Pro, 07:58 В ВОЗ уточнили период заразности больных коронавирусом Общество, 07:36 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 18 января Общество, 07:33 Как пандемия подстегнула развитие телемедицины в России и мире РБК Стиль и СберЗдоровье, 07:31 Рост ВВП Китая в 2020 году стал минимальным за 45 лет Экономика, 07:19 Чиновника из Нью-Мексико арестовали за участие в штурме Капитолия Политика, 07:02 Бывший гендиректор «ВСМПО-Ависма» лишился доли в компании Бизнес, 07:00 Учебный самолет с поврежденным шасси аварийно сел во Владивостоке Общество, 06:16 Переехать в небоскреб: чего ожидать от жизни в «Москва-Сити» Партнерский материал, 06:12 В СК предложили ужесточить ответственность для физлиц за неуплату налогов Общество, 05:48 Амурского тигра сбили насмерть в Хабаровском крае Общество, 05:40
С.-Петербург ,  
0 

Будь готов: кто и почему стал бенефициаром «коронакризиса»

Пандемия дала мощный толчок не только развитию лабораторной диагностики, но и телемедицины
Пандемия дала мощный толчок не только развитию лабораторной диагностики, но и телемедицины (Фото: Красильникова Наталия/PhotoXPress.ru)

Многие компании, ставшие участниками спецпроекта РБК Петербург «Герои года. Энергичные люди», успешно встроились в новейшие тренды 2020 года, что и обусловило впечатляющие результаты отдельных компаний на фоне общего тяжелого кризиса. Но сложно говорить о том, что кому-то «просто повезло». Отталкиваясь от историй «героев года», можно утверждать: пандемия обострила те перемены в технологиях, потреблении, раскладе сил на рынках, которые начались до 2020 года — прозорливые люди своевременно их заметили и сделали перспективные инвестиции, во-первых, и грамотно перенастроили компании в обстоятельствах форс-мажора, во-вторых. В-третьих, передовому бизнесу помогла отзывчивость — он откликался на важнейшие запросы общества как благотворительными, так и востребованными коммерческими проектами.

Таким образом, хотя пандемия стала «черным лебедем» для всех — предугадать ее было невозможно — целый ряд игроков был более готов к работе в «новой нормальности», чем другие.

В серии публикаций, посвященных спецпроекту «Герои года. Энергичные люди», РБК Петербург вспоминает главные из новейших трендов и предполагает, чем они продолжатся.

Отложенное нездоровье. Бум диагностики. Расширение ОМС

Пандемия изменила расстановку сил на рынке медицинских услуг. Поток пациентов в частные клиники упал, сначала из-за запрета на оказание плановых услуг, потом — из-за опасений граждан заразиться и, как следствие, их решения отложить несрочные визиты к врачам на «постковидное» время. По оценке Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга, в апреле поток пациентов сократился на 70-80%. К сентябрю он восстановился, говорят в ассоциации, но по итогам года оборот рынка коммерческой медицины города сократится, предположительно, на 10% по сравнению с итогами 2019 года (тогда он составил 50 млрд рублей). Такая ситуация «аукнется» серьезными проблемами со здоровьем населения в ближайшие 3-5 лет, предупреждают врачи: запущенные хронические заболевания, не выявленные в ходе «несрочных» осмотров ранние стадии тяжелых патологий дадут о себе знать — но будущий возросший трафик больных, в основном, примет на себя сегмент ОМС. Падение платежеспособного спроса не позволит расширяться рынку коммерческой медицины, за некоторыми исключениями.

«Запущенные хронические заболевания, не выявленные в ходе «несрочных» осмотров ранние стадии тяжелых патологий дадут о себе знать»

Одно из них — лабораторная диагностика. Весной стало ясно, что государственные медучреждения самостоятельно не справятся с наплывом клиентов, желающих сдать тесты на коронавирус. Частные лаборатории, начавшие тестирование на новый вирус, к концу года показали двузначные темпы роста. Так, лабораторная служба «Хеликс» весной проводила по 2,5 тыс. тестов на COVID-19 в сутки, в октябре — уже около 25 тыс. тестов. В апреле-июне сотрудники мобильной службы «Хеликса» в Москве и Петербурге более 60 тыс. раз выезжали к клиентам на дом и в офис — столько же, сколько за весь 2019 год. С апреля по октябрь 2020 года компания вложила 43 млн рублей в закупку оборудования для лабораторий молекулярной диагностики в Петербурге и Москве. За 2020 год розничная сеть «Хеликса» вырастет минимум на 50 новых точек в России и Казахстане, и эти мощности найдут себе применение в «постковидной» реальности — скорее всего, лояльная аудитория частной лабораторной диагностики серьезно расширилась за счет пациентов, получивших позитивный опыт во время эпидемии.

Как отмечает генеральный директор ООО «УК «ДОХОДЪ» Маргарита Бородатова, это отличный пример того, как грамотное управление при наличии исходных ресурсов может использовать стресс-фактор внешней среды для развития бизнеса. «Компания оперативно и уверенно отреагировала на ситуацию с пандемией и приняла на себя значительную часть спроса на тестирование в рамках потребности государственных медицинских учреждений и частных обращений. Этому способствовали несколько факторов: наличие мощностей, в т.ч. собственных автоматизированных ПЦР-лабораторий, резервы на приобретение тест-систем, реагентов и прочих специальных материалов, IT-решения, используемые компанией и т.д», — отмечает Бородатова.

«Хеликс» весной проводила по 2,5 тыс. тестов на COVID-19 в сутки, в октябре — уже около 25 тыс.

Негосударственные клиники также взялись за диагностику пациентов с подозрением на коронавирус по полисам ОМС и платно. Самый яркий пример — Медицинский институт им. Березина Сергея (МИБС), который по просьбе Смольного в конце апреля — начале мая переоборудовал под «ковидные» обследования два центра компьютерной томографии (КТ). Эти центры работают только по ОМС, не оказывая коммерческие услуги. Партнерство МИБС с государством в целом существенно расширилось в 2020 году — подавляющую часть пациентов эта сеть сейчас обслуживает по ОМС или квотам на высокотехнологичную помощь. Как часто отмечают в МИБС, государство очень разборчиво и «берет в ОМС» далеко не всех. В создание центров, востребованных в системе ОМС, МИБС инвестирует много лет.

«Как часто отмечают в МИБС, государство очень разборчиво и «берет в ОМС» далеко не всех»

В 2020 году в перечень высокотехнологичной медпомощи, оплачиваемой государством по федеральным квотам, была включена протонная лучевая терапия. «Мы ждали этого больше двух лет, — рассказывает председатель правления МИБС Аркадий Столпнер. — Протоны — самое передовое на сегодня, но дорогостоящее лучевое лечение онкологических заболеваний, которое во всем мире оказывается при поддержке государства или страховых компаний. В этом году мы сможем помочь 600 пациентам по федеральным квотам. Это много, учитывая, что общая мощность центра — 800 человек в год». Для обслуживания «федеральных» пациентов МИБС в мае открыл новый стационар на 70 коек рядом с действующим протонным центром.

Быстрый рост телемедицины

Спрос на медицинские онлайн-консультации по итогам 2020 года может вырасти в три раза, полагает Эрик Бровко, основатель сервиса Здоровье.ру. «Возникла потребность безопасно и быстро получить медицинскую помощь, особенно это касалось людей с хроническими заболеваниями. Наш сервис вырос за время пандемии вдвое и продолжает активно расти», — комментирует Эрик Бровко. Медицинские клиники стали активно использовать телемедицину в период запрета на плановые услуги, чтобы не потерять пациентов, и теперь приучают их к онлайн-услугам на перспективу. Например, клиники «Медси» через платформу SmartMed предлагают тестирование, ведение пациентов амбулаторно, с выездом врача на дом, разовые телемедицинские консультации.

Год ознаменовался ростом интереса инвесторов к телемедицинским сервисам — в России состоялся ряд заметных сделок, некоторые — в процессе. Мобильная клиника DOC+ привлекла 9 млн долл. от «Яндекса», фондов Baring Vostok и Vostok New Ventures. В свою очередь Doc+ готовится стать совладельцем сервиса «Доктор рядом», создав с ним единую компанию. Среди компаний, привлекших крупных инвесторов — и петербургский проект «НаПоправку», созданный предпринимателем Александром Печерским. Деньги в размере 2,25 млн долларов в этот сервис вложили фонд VNV Global (в портфолио Avito, «Тинькофф» и др.) и Марк Чанг, основатель малазийского JobStreet.com. Средства пошли на запуск мобильного приложения в августе этого года и «дальнейшее развитие мобильного приложения и всего сервиса в целом», как отметили в «НаПоправку».

Предприниматель, региональный координатор «Клуба лидеров» в СПб и ЛО Вячеслав Трактовенко указывает, что телемедицинские услуги, несмотря на определенные административные барьеры, — одно из очень перспективных направлений для инвестирования, и пандемия по очевидным причинам только усилила этот тренд. Когда пандемия закончится, многие клиенты не захотят отказываться от таких удобных сервисов, как быстрая онлайн-запись к врачу, мобильная лабораторная служба или онлайн-консультации, уверены участники рынка.

«Когда пандемия закончится, многие клиенты не захотят отказываться от таких удобных сервисов»

«По оценкам VEB Ventures, среднегодовой темп прироста в ближайшие пять лет составит около 116%, а объем рынка к концу 2025 года может составить 96 млрд рублей. Сервис «НаПоправку» оказался очень своевременным, поскольку приложение было запущено в период, когда многие клиники — и частные, и государственные — были вынуждены перепрофилироваться и работать только по COVID-19, что осложняло в принципе возможность получения какой-либо медицинской помощи в амбулаторном формате», — отмечает Трактовенко.

Бизнес «переобувался в прыжке»

По данным Минпромторга, с марта по октябрь российская промышленность нарастила мощности по производству медицинских масок более чем в 30 раз — до 19,5 млн штук в сутки. Отечественные мощности по изготовлению респираторов почти удвоились — до 470 тыс. штук в сутки. В стране выпускается в сутки по 380 тыс. литров антисептика (рост в восемь раз по сравнению с мартом), 200 тыс. защитных медицинских костюмов (рост в четыре раза).

До пандемии отечественный рынок СИЗ рос на 5-10% в год, говорят его участники. Примерно так же, как и санитайзеров. Чтобы удовлетворить резко увеличившиеся потребности, производителям пришлось наращивать мощности. Сделать это быстро было очень трудно. Но некоторые компании планировали расширение еще в «доковидные» времена — для них нынешняя ситуация пришлась кстати.

Например, лидер рынка Северо-Запада по производству респираторов ООО «Респираторный комплекс» (подконтрольно ООО «ЛМЗ») в этом году почти удвоил мощности. Открытие второго участка производства позволило предприятию выпускать до 50 млн изделий в год.

Целый ряд компанией, ранее никак не связанных с СИЗ, весной перепрофилировал свои мощности. В разгар пандемии петербургская компания Sportego, до этого 10 лет занимавшаяся изготовлением спортивной экипировки, начала выпускать маски и др. средства индивидуальной защиты. «Наша компания первой в Петербурге организовала пошив многоразовых масок в промышленных масштабах. Первые 4000 штук были загружены на Wildberries и проданы за неделю», — рассказал сооснователь компании Владислав Махонин. Вслед за масками Sportego стала отшивать экспериментальные образцы защитных комбинезонов.

«Благодаря диверсификации, компания смогла не только добиться финансовой устойчивости в период турбулентности, но и нашла ресурсы, чтобы оказать помощь медикам»

«Гибкое мышление, скорость принятия решений, умение оценивать ситуацию и риски — одни из наиболее важных качеств предпринимателя, особенно в условиях высокой неопределенности. История компании Sportego — яркий пример успешной адаптации бизнеса и эффективного управления, — говорит президент Группы «Эталон» Геннадий Щербина. — Благодаря диверсификации, компания смогла не только добиться финансовой устойчивости в период турбулентности, но и нашла ресурсы, чтобы оказать помощь медикам. Хотелось, чтобы таких историй было больше, а кризисные ситуации рассматривались руководителями компаниями как возможность для оценки своих ресурсов, а также перезагрузки или трансформации бизнеса».

Что будет с перепрофилированными под выросшую потребность в СИЗ мощностями, сказать трудно, отмечают в «Респираторном комплексе». С одной стороны, из-за перехода многих организаций на удаленную работу спрос на СИЗ снижается. С другой, падение может быть компенсировано новыми стандартами работы медперсонала. В любом случае в 2021 году отказаться от СИЗ населению еще не удастся. Поэтому производители ожидают высокой загрузки мощностей. И возлагают надежды на то, что потом власти отменят запрет на экспорт СИЗ, и можно будет развиваться за счет расширения географии поставок.

Производители дезинфекторов говорят, что либо также будут налаживать экспорт, либо перепрофилируют мощности обратно — на «доковидную» продукцию.

О том, какие вызовы перед ретейлерами поставила пандемия, как онлайн-образование прошло проверку боем и почему «удаленка» стала тектоническим сдвигом для многих отраслей экономики, читайте на следующей неделе.