«Скандал полезен»: Курентзис запускает новый проект в Петербурге
Знаменитый дирижер Теодор Курентзис открывает культурно-образовательный центр «Р.А.Д.И.О» в Доме Радио на Итальянской улице. Как сообщается в официальном релизе, посвященном открытию центра, «Р.А.Д.И.О.» станет площадкой для репетиций и выступлений камерных коллективов Курентзиса, входящих в musicAeterna. На вопрос РБК Петербург о том, будет ли в Доме Радио выступать оркестр Курентзиса в полном составе, в пресс-службе musicAeterna сообщили, что оркестр «продолжит выступать на разных площадках города».
Кроме того, площадка станет резиденцией для других композиторов, артистов, художников и режиссеров (каких именно — пока неизвестно). Там же будет работать радиостанция «Р.А.Д.И.О.».
Мнением о том, почему запуск нового проекта Курентзиса является масштабным событием для петербургской культуры, с РБК Петербург поделился журналист и блогер Дмитрий Губин.
Дмитрий Губин, журналист и блогер:
«Хотя я скептичен к дирижерской манере Курентзиса (он, в общем, любую оперу дирижирует, как рок-оперу), но его идее открыть центр «Р.А.Д.И.О.» аплодирую стоя. Дело в том, что мода на музыку (и неизбежно связанный с модой скандал) — это необходимое условие и существования, и развития музыки. Так было всегда: и в Италии времен Вивальди, и в Австрии времен венских классиков, и в Париже времен «Русских сезонов». А в Петербурге последние всплески музыкальных мод и скандалов зачахли в начале нулевых. Хотя до этого много чего было: и — ах! — Гергиев в Мариинском! И — ох! — Кехман в Михайловском! И — ух! — Терем-квартет, шпарящий Бетховена на контрабас-балалайке! И — ых! — квартеты Шостаковича в исполненье Ростроповича!
Но сегодня Петербург в музыкальном смысле дико немоден: это европейская музыкальная провинция. Хотя в Петербурге есть и исполнители, и композиторы (кто? Интересующихся отошлю к двум недурным книгам: «Фермате» Мунипова и «До востребования» Бавильского). С провинциальностью пора кончать. Добавлю еще, что мода и скандал благотворны и для массового музыкального образования: они привлекают внимание неофитов.
Курентзис откровенно моден, поэтому полдела с открытием его центра сделано. Ура, если кто-то придет на показ барочных «Галантных Индий» Рамо в постановке Парижской оперы. Если вслед за тем покажут «Галантные Индии» в постановке оперы Бордо, где все танцуют абсолютно голыми — тогда и вовсе прекрасно. Не всё Москве жить скандалами с «Нуриева», а Новосибирску — с «Тангейзера».
Справка
Напомним, Дом Радио находится в управлении телерадиокомпании «Петербург» («Пятый канал»), которая входит в «Национальную медиа группу» Юрия Ковальчука, совладельца банка «Россия». Ранее в здании репетировали и записывались несколько городских оркестров: оркестр Михайловского театра, губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова.