«Серьезный удар»: как на промышленности Петербурга скажется новый налог
Минпромторг России работает над введением промышленного сбора в отдельных особо важных отраслях. По словам министра промышленности и торговли Антона Алиханова, за счет полученных средств будут пополняться специальные фонды, нацеленные на поддержку этих же отраслей. РБК Петербург спросил у экспертов, как введение нового сбора отразится на промышленности Северной столицы.
«Ждем разъяснений»
В федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» отсутствует понятие «промышленного сбора». Сообщается, что новый налог будет частично похож на утилизационный сбор в автомобильной отрасли — он платится не только за нелокализованные авто, которые ввозят в Россию. Отечественные производители платят тот же сбор, но для них предусмотрена компенсация из бюджета в зависимости от степени локализации.
Минпромторг пока не раскрывает подробности готовящегося нововведения, однако известно, что в число сегментов промышленности, которых может коснуться новый сбор, входят микроэлектроника и радиоэлектронная промышленность. В петербургском Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) считают практику утильсбора полезной для автопрома, однако в части промышленного сбора многие детали пока не ясны.
«По промышленному сбору ждем разъяснения от Минпромторга, — сказал в разговоре с РБК Петербург глава КППИТ Александр Ситов. — Пока еще не сформулированы механизмы администрирования, а также в проработке список продукции, на которую будет распространяться промсбор. В этом вопросе необходимо учитывать мнение самих промышленников».
Александр Ситов обращает внимание, что создание госфондов для поддержки электроники «решит проблему финансирования предприятий в условиях, когда у нас просто нет времени на постепенное развитие отрасли».
По словам главного исполнительного директора Fplus Михаила Волкова, он уже не первый год выступает с инициативами о введении такого сбора, так как отечественной продукции сложно конкурировать с импортной из-за минимальных размеров применяемых таможенных пошлин.
«Введение сбора может компенсировать снижение мер государственной поддержки производителям электроники, но насколько эта компенсация будет серьезной, зависит от размеров и условий применения сбора, — считает Волков. — В среднесрочной или в долгосрочной перспективе эта мера может частично решить проблему "длинных" денег. В первые же годы после введения промышленного сбора задачу финансирования отрасли она не решит без внедрения дополнительных способов господдержки».
«Удар по промышленности Петербурга»
В целом любой подобный квазиналог перекладывается на потребителя: как только будет введен промышленный сбор, отпускные цены на продукцию повысятся, уверена профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко.
«Если у предприятия нет возможности повысить цену (например, если речь идет про гособоронзаказ), то соответствующим образом снизится уровень рентабельности, который зачастую и так находится на критически низком уровне. Соответственно, на тот переходный период, пока не будут перезаключены госконтракты, предприятия Петербурга, которые и так находятся на грани выживания, потеряют еще больше. Вместо поддержки они получат ухудшение своего финансового положения», — полагает эксперт.
Существенная доля промышленных предприятий Северной столицы относится к «оборонке», где цены фиксируются без возможности пересмотра до истечения сроков госконтрактов, добавляет Елена Ткаченко. «Такой сбор достаточно серьезно ударит по промышленным предприятиям Петербурга», — уверена профессор СПбГЭУ.
«Конечно, следует учитывать секторальный характер этого сбора, обещания его возврата отечественным производителям, заявления, что это по сути импортная пошлина. Есть также мнение, что сбор усилит позиции российских производителей. Но на практике, скорее всего, как это было с утилизационным сбором, его уплата через механизмы ценообразования ляжет на потребителей промышленной продукции», — добавила Елена Ткаченко.
Крупные издержки
По информации исполнительного директора Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Ивана Покровского, промышленный сбор в России планируют вводить вместе с цифровой маркировкой промышленной продукции — как дополнительную меру. При этом маркировка является дополнительным фактором затрат.
Если маркировка будет распространяться на электронные компоненты, то издержки российских производителей электронного оборудования вырастут гораздо больше, чем издержки импортеров готовой продукции, объясняет Покровский. В первом случае маркировать нужно тысячи компонентов на каждую позицию выпускаемого оборудования, во втором — маркируется только конечный продукт.
«Мы считали издержки на маркировку компонентов, они будут сопоставимы с объемом государственных субсидий на поддержку отрасли, — рассказал исполнительный директор АРПЭ. — Это десятки миллиардов рублей в год по отрасли, общая номенклатура компонентов составляет около миллиона позиций. Мы еще не считаем потери производств от простоев, которые постоянно происходят в других отраслях, где маркировка уже введена. Они неизбежны при запуске маркировки в такой сложной отрасли, как электроника».
Иван Покровский отметил, что в сложившихся условиях эффективнее было бы регулировать рынок таможенным пошлинами. «20% на импорт конечной продукции было бы достаточно для стимулирования промышленности», — заключил он.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram