ФСБ нагрянула с обысками в петербургское метро
Как уточняет «Фонтанка», поводом стало уголовное дело, возбужденное на основании проверки Контрольно-счетной палаты (КСП), выявившей ущерб на 9,2 млрд рублей. При этом из всех громких эпизодов, обнародованных аудиторами, следователей больше всего интересует история со строительством свайного основания под станцией «Адмиралтейская».
Ранее РБК Петербург писал, что КСП выявила финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации метро в 2011-2013 годах. Основной ущерб принесли заключенные предприятием инвестконтракты на строительство вестибюлей метро с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами.
Стоит напомнить, что в 2002 году мэр Владимир Яковлев подписал распоряжение «О реконструкции наземных вестибюлей станций метрополитена, которое давало возможность метрополитену привлекать инвесторов для ремонта вестибюлей. В 2004 году губернатор Валентина Матвиенко предложила сооружать за счет средств бюджета только наклонные ходы, а для строительства вестибюлей привлекать инвесторов. Спустя четыре года частный капитал разрешили привлекать не только для ремонта, но и строительства вестибюлей. Размер платежа в бюджет города определяли оценщики, которых нанимал инвестор. При этом стоимость работ согласовывалась с КУГИ и ГУИОНом. Как подметили СМИ, итоги конкурсов обычно объявлялись с большим запозданием или же вовсе держались в секрете.
В ходе недавней проверки внимание аудиторов привлекли контракты по застройке 3,5 га земли на шести новых станциях метро. Участки для привлечения инвесторов к строительству наземных вестибюлей, совмещенных с ТРК, КУГИ Смольного передал в период правления В.Матвиенко ГУП «Петербургский метрополитен». Метрополитен разместил контракты на закрытом конкурсе. В итоге на пяти станциях многоэтажные ТРК возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей на станции «Адмиралтейская» в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили. За право разместить на станциях коммерческую недвижимость и приватизировать на льготных условиях участок застройки инвесторы, по данным КСП, перечислили в казну от 1,5 млн руб. на станции «Звенигородская», 2,6 млн руб. - на «Бухарестской» и 7,8 млн руб. - на «Международной» до 70 млн руб. - на «Адмиралтейской». Приглашенный КСП независимый оценщик пришел к выводу, что даже самая высокая сумма компенсации занижена в 20 раз, сообщали СМИ.
Что касается последней станции, тот, как уточняет «Фонтанка», по договору с «Советником» свайное основание под зданием на Малой Морской, где располагается станция «Адмиралтейская» и ТЦ «Адмирал», должен был делать инвестор. Однако в реальности эти работы выполнил «Метрострой» при возведении наклонного хода станции. По оценке КСП, их стоимость составила не менее 466 млн рублей: как указано на сайте палаты, метрополитен «неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджета».
В метрополитене ранее говорили, что после возведения здания была проведен расчет нагрузки на фундамент, который показал, что стоимость свайного основания составляет 271 млн рублей. «Советник» перечислил эти средства в городской бюджет. Следствию же теперь предстоит выяснить, чья оценка стоимости фундамента более точна – КСП или самого метрополитена.
В ходе проверки аудиторы, кстати, выявили также 292 несогласованные с властями сделки ГУП, в которых «имелась заинтересованность» руководителя ГУП Владимира Гарюгина, а также обнаружили, что счета метрополитена размещены в банке «Санкт-Петербург», в наблюдательный совет которого входит Гарюгин. Кроме того, 33 объекта недвижимости метро не зарегистрированы в госреестре, а еще 13 (включая новые станции) стоимостью 36,7 млрд руб. эксплуатируются без разрешения на ввод, что может угрожать их безопасности. В отчете также отмечаются факты предоставления имущества метрополитена в аренду по заниженной стоимости или безвозмездно.
Петербургский метрополитен отверг все выводы аудиторов. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин в декабре говорил: «Никаких расхищений, никакого ущерба бюджету на 9 млрд рублей не было». В конце декабря 2014 года ГУП оспорил выводы КСП в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти.