Финны торопят россиян со "Скандинавией"
Трагическая авария, произошедшая 15 февраля на дороге Выборг-Брусничное, заставила в очередной раз задуматься о необходимости реконструкции трассы «Скандинавия» (связывает Петербург и Финляндию) и всех ответвлений от нее. Причем этой проблемой озаботились не только российские чиновники, но и финские дорожники. Дело в том, что участок дороги, на котором произошло ДТП, по договору с российской стороной арендован Финляндией, которая обязана обеспечить его надлежащее содержание.
Стоит отметить, что, по мнению экспертов, за те деньги, которые Россия получает с 1960-х годов от сдачи в аренду участка Сайменского канала (по некоторым данным, около 1,5 млн евро в год), можно было всю трассу «выложить золотом». Однако российские чиновники, по всей видимости, находят этим деньгам другое применение - и на ремонт «Скандинавии» почти ничего не остается.
Так или иначе, о том, что с этой дорогой надо что-то делать, теперь понимают все. Финны предлагают решать проблему совместными усилиями. Так, на официальном сайте города Лаппеентранта появилась статья руководителя городского отдела маркетинга Мирки Рахман, в которой она дает оценку текущему состоянию трассы и предлагает пути решения проблемы:
Дорога не для всех
Из всех пограничных пунктов в юго-восточной Финляндии популярность пункта пропуска «Брусничное» растет быстрее всего. С 2010 по 2012гг. пассажиропоток здесь увеличился на 46%. При этом дорога от Выборга к «Брусничному» была первоначально построена как дорога для обслуживания Сайменского канала, однако сегодня по ней проезжают 3,3 тыс. автомобилей в день.
При нынешних темпах роста вскоре число российских туристов вырастет более чем в три раза по сравнению с нынешним уровнем, даже без учета введения безвизового режима. По данным исследования Исследовательско-Аналитического центра «TAK Oy», при существующей тенденции к 2025г. число только русских туристов достигнет 14 млн. Если безвизовый режим станет реальностью, то их число будет еще больше, а значит и нагрузка на дорогу возрастет.
Больше ждать нельзя
Существующая дорожная сеть Юго-Восточной Финляндии не рассчитана на такое увеличение трафика. Особенно проблематична ситуация с дорогой от Выборга до пограничной станции «Брусничное», арендованной и обслуживаемой Финляндией. Дорога была построена в 1960-х для обслуживания Сайменского канала и не была предназначена для международной логистики. Дорога узкая и извилистая, следовательно, на всем ее протяжении действует ограничение скорости от 40 до 60 км/час. При этом требования к качеству маршрутов движения должны быть такими, чтобы увеличение трафика не представляло опасности для людей, пересекающих границу. Именно с этим риском мы столкнулись лицом к лицу в прошлую субботу.
Пути решения
Программа ENI Юго-Восточной Финляндии, рассчитанная на 2014-2020гг., предусматривает выделение 100 млн евро на развитие приграничной территории. Финансирование будет поступать как из Финляндии и России, так и из бюджета Евросоюза. Программа должна стартовать в 2016г. Уже создана рабочая группа, которая занимается вопросами строительства и реконструкции дорог между Финляндией и Россией. Со своей стороны, мы по-прежнему активно взаимодействуем с членами парламента, а также российскими чиновниками по вопросу обеспечения бесперебойного и безопасного пограничного движения. Мы надеемся на сотрудничество с Петербургом и Ленобластью по программе ENI.
Улучшение инфраструктуры Сайменского канала, в том числе строительство новой дороги к пункту пропуска «Брусничное», возможно и в рамках проекта «Северное измерение Partership» (NDPTL) по транспорту и логистике. Это партнерский проект Финляндии и России. На этот год на дорогу предусмотрено выделение 200 тыс. евро, и еще 200 тыс. евро - на разработку проекта новой трассы. За проект отвечает Northern Investment Bank (NIB) совместно с российским партнером. Сама новая дорога потребует инвестиции в размере нескольких миллионов евро, поэтому может потребоваться дополнительное финансирование от NIB.
Мы путешествуем по дороге вместе - и мы должны ремонтировать дорогу вместе. Независимо от того, какие причины аварии назовет следствие, мы должны принять конкретные меры по новой дороге, а не просто добавить асфальт на старую трассу. Рост туризма и бизнеса нужен обеим странам, а процветание может быть достигнуто только на прочной дороге. Так давайте сделаем этот шаг вместе.