Лента новостей
Семья Керимова профинансировала покупку рекламного подрядчика РЖД Технологии и медиа, 11:54 В Азербайджане бывший заключенный устроил стрельбу на рынке Общество, 11:54 СМИ узнали о планах МЮ купить вместо Погба двух игроков «Барселоны» Спорт, 11:52 Росгидромет напомнил о самых солнечных городах России Общество, 11:43 «Кинотавр—2019»: как прошла церемония закрытия Стиль, 11:38 Умные решения для города: какие разработки представил ACER на ПМЭФ Партнерский материал, 11:36 Блогер Хованский стал помощником депутата Госдумы Политика, 11:35 Более 100 населенных пунктов на Украине остались без электричества Общество, 11:27 Экс-посол России в Белоруссии Бабич стал замглавы Минэкономразвития Политика, 11:26 Президент Казахстана заявил об «абсолютной необходимости» России Политика, 11:23 Кого возьмут на работу производители стройматериалов Pro, 11:20 Антимонопольщики сочли Burger King «недостойным посещения» Бизнес, 11:15 Как прошел хакатон по разработке решений для «умных городов» В Москве Партнерский материал, 11:06 СК начал проверку из-за самоубийства инспектора ДПС в Сахалинской области Общество, 11:03
С.-Петербург ,  
0 
Цифровая реформа ЖКХ потребует от петербуржцев новых привычек и расходов
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

«МегаФон» со своими дочерними компаниями «Кометрика» и Netbynet, а также с компанией «Городские инновационные технологии» («ГИТ»), специализирующейся на обслуживании жилых домов, анонсировал старт в Петербурге программы «Цифровая управляющая компания (УК)». Ее задача — оцифровка управления многоквартирными домами (МКД), которые обслуживает «ГИТ». Аналогичный проект «МегаФон» ранее запустил в пилотном режиме в Новгородской области.

Как разъясняется на сайте «МегаФона», «Цифровая УК» автоматически собирает и передает данные со счетчиков, оповещает жильцов о различных событиях дома, позволяет проводить онлайн-голосования, оплачивать коммунальные услуги онлайн, заказывать и контролировать исполнение сантехнических, электротехнических работ, а также быть в курсе новостей своей УК. «Цифровая УК» — своего рода крупная консьерж-служба, связанная с системами управления домом и сервисами для жителей, от снятия показаний счетчиков до совершения покупок. Все они объединяются вместе и автоматизируются — таким образом, жители получают безопасность и удобство, а УК снижает свои издержки за счет автоматизации многих процессов и улучшает сервис», — пояснил «Фонтанке» генеральный директор ПАО «ГИТ» Сергей Минко. Что потребуется от жителей Петербурга для реализации программы и какую пользу они получат от цифровых УК своих домов, оценивает эксперт РБК Петербург.


Владимир Грязневич, обозреватель РБК Петербург:

«Замысел хороший — цифровые управляющие компании являются непременным элементом современного «умного города». А «умный город» дает своим жителям принципиально иной уровень комфорта и безопасности, чем мы наблюдаем в современном Петербурге, при гораздо более эффективных затратах. Например, заявленный «МегаФоном» проект, судя по его описанию, позволит победить вечные для Петербурга «перетопы», меньше платить монополистам и даже беспроблемно вызывать сантехников. Но что нужно сделать для того, чтобы идея осуществилась? А главное — кто это должен сделать? Оцифроваться должны будут не столько производители услуг, сколько потребители — жильцы. Это представляется главной проблемой проекта цифровой УК, поскольку достаточной мотивации к оцифровке у жителей Петербурга нет.

Плата за «ум»

Материальной базой для автоматического сбора «домовых» данных должны стать счетчики с функцией дистанционной передачи показаний. Такие «умные» счетчики давно производятся (для всех видов энергоресурсов и любых мощностей), но устанавливаются в домах в час по чайной ложке. Главный тормоз — экономический. «Умные» квартирные счетчики стоят как минимум в четыре раза дороже обычных. Электрические — от 7 до 12 тыс. руб. (по данным «РКС-энерго»), водяные — от 6 до 12 тыс. руб., как говорит Андрей Липатов, совладелец холдинга «Теплоком», который разрабатывает и производит оборудование для учета. При том, что обычные квартирные счетчики практически не ломаются и служат от 5 лет (водяной) до 16 (электрический), уговорить жильцов на их замену весьма проблематично. Те же, кто в этом заинтересован — чиновники, управляющие компании — не торопятся создавать мотивацию для населения.

Когда только вводились квартирные счетчики воды, проблема мотивации жильцов тоже возникла. Тогда по инициативе директора (теперь уже бывшего) ГУП «Водоканал СПб» Феликса Кармазинова в Петербурге была развернута мощная пропагандистская кампания. Людям объясняли, что платить по счетчику выгоднее, чем по расчету. Но из-за консерватизма жильцов пропаганда слабо действовала. Никто не хотел заморачиваться. Процесс ускорился только тогда, когда в расчетную методику был введен повышающий коэффициент — те, кто не ставил счетчики, начали платить существенно больше.

Но с «умными» счетчиками так не получится. Прямой материальной выгоды они жильцам не принесут — одни расходы. Избавление от не слишком обременительной необходимости раз в месяц вносить показания вручную не окупится учетверенными затратами на покупку «умного» прибора. Тем более, что абсолютная сумма весьма внушительна на фоне среднего дохода горожан. Уменьшить же цену «умных» счетчиков можно только при радикальном увеличении объемов их выпуска, говорит Андрей Липатов. А увеличить выпуск можно только при увеличении спроса. Получается замкнутый круг. Разорвать его могут интересанты — государство, заинтересованное политически, и управляющие компании, которым «умные» счетчики заметно сокращают издержки. В основном это издержки на зарплаты инспекторов, вынужденных ходить по квартирам для проверки показаний счетчиков, чтобы пресекать жульничество жильцов.

Значит, сейчас, как и на этапе введения обычных водных счетчиков, гражданам необходимо создать стимулы. Андрей Липатов, например, считает, что ввиду серьезной экономии на зарплатах инспекторов, управляющим компаниям или ресурсоснабжающим организациям (при заключении прямых договоров с жильцами) выгодно компенсировать людям разницу в стоимости обычных и «умных» счетчиков. Счетчик покупается один раз в несколько лет, а зарплату инспекторам надо платить каждый месяц, так что долгосрочная выгода коммунальных организаций очевидна. При этом спрос на «умные» счетчики вырастет, а значит, цены на них снизятся и затраты спонсора в итоге не будут обременительными. Да и государство могло бы подумать о стимулах — например, в виде льгот тем или иным «поумневшим» участникам процесса.

Легкая победа над «перетопом»

Пока ничего этого нет, поэтому, по информации Андрея Липатова, функцию дистанционной передачи показаний имеют в Петербурге только около 7% квартирных счетчиков воды, да и то, в основном, в новых домах. Речь идет главным образом о дорогих домах — классов «комфорт», «бизнес» и «элит»: там «умные» счетчики устанавливались изначально, в ходе строительства. Случаев замены в каких-то обычных домах простых счетчиков на «умные» экспертам не известны.

Что касается общедомовых счетчиков, то почти все тепловые узлы в сегодняшнем Петербурге обладают функцией дистанционной передачи показаний. Здесь замена произошла благодаря энергичным усилиям (вплоть до полной оплаты модернизации узлов) теплоснабжающих организаций — ГУП «ТЭК СПб» и ТГК-1. Им было принципиально важно получать показания со всех домов одновременно, чтобы правильно учитывать и планировать расход теплоносителя. Ни «Водоканал СПб», ни «Петроэлектросбыт» передовую инициативу тепловиков не поддержали, как утверждают управляющие компании. С газовыми счетчиками ситуация и вовсе провальная — их практически нет в квартирах.

Хорошей поддержкой проекту «Цифровая УК» могла бы стать пропаганда введения автоматического «погодного регулирования» отопления в домах, то есть борьба с «перетопом» и «недотопом». Такая система, которой оборудуют общедомовые тепловые узлы, автоматически регулирует подачу тепла в дом, в зависимости от температуры воздуха на улице. Для нашего климата, когда в переходные периоды весной и осенью температура воздуха «скачет», температура батарей в квартирах не успевает адекватно меняться, даже если УК за этим следят и регулируют заслонки вручную. Введение «погодного регулирования» значительно повысит комфорт в квартирах и жильцы, избавившись от мучений из-за регулярных «перетопов» и «недотопов», ощутят достоинства цифровой УК гораздо отчетливее, чем при установке в их квартирах «умных» счетчиков.

Узлов учета с «погодным регулированием» в Петербурге сейчас лишь около 10%, так что к такому удобству петербуржцы еще не привыкли. Его введение, став приятным сюрпризом», наверняка повысит привлекательность всего проекта. Благо цена вопроса весьма невелика — всего около 12% стоимости теплового узла.

Правда, в этом случае теплоснабжающие организации вряд ли будут помогать УК, поскольку весной и осенью потерь в сетях гораздо меньше, чем зимой, так что «перетопы» им выгодны.

Голосовать не заставишь

Введение всех остальных элементов, предусмотренных проектом «Мегафона» и «ГИТ», либо не влечет за собой настоящих изменений, либо сталкивается с теми же проблемами.

Онлайн-оплата коммунальных услуг уже давно существует в системе электронных госуслуг и организовывать ее не нужно. Впрочем, очень трудно будет перевести на онлайн-оплату людей, не привыкших пользоваться интернетом. Здесь возникает та же проблема, что и с «умными» счетчиками, и решать ее надо примерно так же — создавать у жильцов сильную мотивацию.

С такой же проблемой столкнется проект при введении онлайн-голосования собственников помещений многоквартирных домов. Судя по словам главы компании IT SPb Сергея Федорова, специально изучавшего этот вопрос, организовать такое голосование на практике настолько сложно, что необходимо изобретать особые приемы. На конкурсе «Цифровой Петербург» (проходил в рамках «Петербургского цифрового форума 2018») компания представила оригинальный проект «Голосование в лифте», правда, о его масштабировании ничего не известно (был реализован, похоже, только пилотный проект).

Заказ и контроль исполнения электротехнических работ по интернету в Петербурге и Ленобласти уже налажен на сайтах городской и областных электросбытовых компаний. Так что здесь тоже ничего внедрять не нужно. Отстают, конечно, сантехнические работы — их заказ и контроль надо переводить в интернет.

Автоматизация «совершения покупок», о котором говорит Сергей Минко — это вообще не функция УК в ЖКХ. Диджитализацией розничных продаж вполне успешно занимаются торговые сети, рестораны и т.д. Возможно, УК и смогут принять какое-то участие в очень конкурентном рынке онлайн-доставки, но в теме «умного дома» это второстепенный сюжет».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.