Кремль не откроет небо для Пулково
Пулково не смог получить режим «открытое небо» по пятой свободе воздушного пространства. По расчетам чиновников, мера могла позволить в течение трех лет увеличить пассажиропоток аэропорта на 2,5 млн человек, привлечь 12 новых авиакомпаний и открыть 18 новых регулярных направлений.
Обращение к помощнику президента Игорю Левитину с просьбой предоставить аэропорту режим «открытое небо» транспортный блок вице-губернатора Игоря Албина направил еще в августе, писал РБК Петербург. До этого аналогичное обращение было направлено к Минтрансу, который отклонил идею Смольного. Как пишет газета «Коммерсантъ», помощник президента РФ Игорь Левитин поддержал позицию Минтранса о «преждевременности» введения данной меры и предложил городу развивать аэропорт за счет базового перевозчика — авиакомпании «Россия».
Режим «открытое небо» предполагает снятие всех ограничений на выполнение полетов иностранных авиакомпаний. Также он позволяет осуществлять полеты по «пятой категории свободы воздуха». Согласно режиму, иностранные авиакомпании смогут не только летать из Петербурга, но и совершать транзитные перелеты между третьими странами с посадкой в Северной столице, где также смогут брать на борт новых пассажиров. В октябре 2014 года подобный режим начал действовать в Сочи, правда только на три сезона — до зимы 2015-2016 года. В России подобный режим «открытого неба» также действует во Владивостоке с 2011 года и Калининграде с конца 2014 года до окончания летнего сезона 2016 года.
Чиновники отмечали ранее, что для того, чтобы Пулково стал полноценным авиахабом и нарастил количество стыковок с нынешних 10% от общего пассажиропотока до как минимум 20%, аэропорту необходимо более интенсивное развитие маршрутной сети. Для сравнения у ближайших конкурентов Пулково — аэропорта Хельсинки и Внуково — количество стыковок уже сейчас составляет 30%, Домодедово — 27%, Шереметьево — 20%.
Эксперты, опрошенные «Коммерсантом» сомневаются в эффективности предложения федералов развивать аэропорт за счет авиакомпании «Россия». В октябре стало известно о планах «Аэрофлота» по созданию объединенной авиакомпании «Россия» на базе трех дочерних перевозчиков госкомпании (помимо собственно АК «Россия», сюда войдут «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии»). Заявлялось, что перевозчик будет обслуживать из московского Внуково и петербургского Пулково внутренние рейсы, а также отдельные международные маршруты по «средним» тарифам. По мнению старшего научного сотрудника Института экономики транспорта ВШЭ Андрея Крамаренко, объединенная авиакомпания сконцентрирует все силы на московском авиаузле. «Я сомневаюсь в больших перспективах развития маршрутной сети авиакомпании «Россия».
А руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев связывает отказ властей предоставить Пулково режим «открытого неба» с «жесткой и непримиримой позицией силовых ведомств». «Такое решение в свете последних событий было вполне ожидаемым. Говорить о динамичном развитии аэропорта Пулково пока не приходится, как и о перспективе введения 72-часового безвизового режима», — считает аналитик.
Пассажиропоток Пулково за 10 месяцев 2015 года снизился почти на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 11,9 млн человек, пассажиропоток на международных воздушных линиях на 18,9% — до 5,1 млн человек. Число взлетно-посадочных операций за 10 месяцев 2015 года снизилось на 4,5% — до 119,5 тыс. Объем обслуженной максимальной взлетной массы за 10 месяцев текущего года составил 4,3 млн тонн, что на 2,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.