Не смог преодолеть трети объема от годового плана по АИП и комитет по транспорту (27,2%), в котором напомнили о сезонности выполнения работ, включенных в программу. Кроме того, в ведомстве уточнили, что АИП в общих расходах комитета составляет чуть больше 1% (523 млн руб).
Больше всего средств для объектов АИП выделили комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) — 42,7 млрд руб. Из них только 18,4 млрд руб. были освоены с января по сентябрь этого года (43,2%). Также как и в комитете по транспорту, в пресс-службе КРТИ объяснили, что большое влияние на исполнение бюджета оказал сезонный характер работ. Приемка и оплата окончательно произойдет в следующем квартале (октябре-ноябре). В КРТИ также добавили, что на темпах освоения сказалось введение ограничений на дорожные работы в местах туристических маршрутов чемпионата мира по футболу в период с 1 июня по 15 июля 2018 года.
Новая метла
Опрошенные РБК Петербург эксперты сообщили, что ситуация с систематическим неисполнением АИП характерна для многих регионов РФ. Весной этого года экс-глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова даже назвала бюджетные инвестиции «черной дырой» для казны. «Ежегодно мы, с одной стороны, планируем расходы на бюджетные инвестиции и планируем объемы ввода объектов, с другой стороны — мы этого не исполняем и не добиваемся того эффекта, на который рассчитываем, вкладывая эти ресурсы», — пояснила она.
Руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков объяснил парадокс особенностью работы бюджетной системы в РФ. «Золотое правило для любого чиновника — если хочешь получить средства для реализации программы, посчитай бюджет и умножь его на два. За 2017 год исполнение федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) было на уровне 65%. Общее количество средств, «замороженных» в рамках ФАИП достигло 2,5 трлн руб., а общее количество достроенных объектов не превышает 25%», — сказал он.
Что касается Петербурга, то, по подсчетам аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачева, к концу года остаются неосвоенными 10-15% средств. «Новая метла» сразу хочет показать, насколько чисто она метет. Тем не менее, промежуточные результаты выполнения инвестиционных программ не всегда означают большое неисполнение по итогам года. Несмотря на медленную раскачку, ближе к концу года удается наверстать его большую часть», — сказал Алексей Калачев. Однако Сергей Лысаков предполагает, что по итогам этого года исполнение АИП в Петербурге не превысит 70%.
Нарушения и взятки
По мнению Сергея Лысакова, проблемы реализации региональных и федеральных инвестпрограмм схожи. Он отметил, что это происходит из-за низкого качества планирования расходования средств, длительного размещения конкурсов по госзаказам, нарушения контрактных сроков ввода объектов в эксплуатацию, а также из-за отсутствия координации между различными ведомствами в регионе. «Однако, одной из самых главных проблем при выделении бюджетных средств зачастую является наличие компаний-подрядчиков, так или иначе аффилированных с госзаказчиками», — заявил Сергей Лысаков. Это, по словам эксперта, часто приводит к срыву сроков исполнения контракта.
«Не секрет, что в государственные тендеры зачастую вносятся условия, которые позволяют выполнять подряды заранее известным компаниям, которые обладают «уникальными» конкурентными преимуществами», неочевидными для исполнения конкретного госзаказа. Эти условия фактически формулируются такими подрядчиками, а чиновники просто вставляют их в тендерные задания. В случае наличия такой аффилированности средства, предназначенные на выполнение государственного проекта расходуются не только на выполнение подряда, но и банально могут разворовываться. Аффилированные компании привлекают к выполнению проектов субподрядчиков, так как сами не обладают необходимым оборудованием, персоналом, компетенциями для выполнения заказа. Фактически они становятся посредниками между государством и реальным исполнителем государственного проекта. Это приводит не только к неэффективному расходованию средств, но и к срыву сроков выполнения контракта, снижению качества работ, завышению изначальной стоимости контрактов», — говорит Лысаков.
По его словам, чиновники также часто формулируют сметы работ на основании коммерческих заявок, которые пишутся потенциальными участниками. «В последствии выясняется, что такие сметы не в полной мере учитывают весь комплекс работ, возможно, формулируются на основании расплывчатого задания со стороны госорганов (низкое качество планирования). Распространена практика, когда в тендерах участвует 2-3 компании, у которых один учредитель или они зарегистрированы по одному адресу. Фактически создается имитация конкуренции», — добавляет он.
Кроме того, различные департаменты (министерства) участвуют в реализации комплексных программ, например развитие транспортной сети и жилищного строительства. В этом случае если одно из министерств (департаментов) реализовало часть проекта, а другое по каким-то причинам свою часть не реализовало, то весь проект фактически остается в целом не реализованным.