Спикер парламента Петербурга выступил за платный въезд в центр города
Платный въезд в центр Петербурга может быть введён в ближайшие пять лет. Об этом спикер Законодательного собрания города Александр Бельский заявил в интервью изданию «Деловой Петербург». По его мнению, это позволит сохранить исторический облик города за счёт снижения вибраций транспортного потока, а также сделать городскую среду более комфортной.
По словам Бельского, Петербург должен войти в федеральный эксперимент по внедрению платного въезда в центр. «Во-первых, нам проще это сделать. Мы по своей структуре города очень похожи на Стокгольм, в котором это уже реализовано, — отметил политик. — Они установили считывающие устройства на мостах. Соответственно, мы можем точно так же установить их на мостах Обводного канала, Невы и Невки».
В качестве аргумента Бельский также приводит опыт внедрения платных парковок в Центральном и Адмиралтейском районах Петербурга. По данным Смольного, загруженность дорог там снизилась на 6%, хотя кардинально проблему это не решило. По данным «Автостата», на тысячу жителей Петербурга приходится 329 автомобилей, тогда как в Москве — 301. Рост числа машин связан с развитием новых районов и внутренним туризмом. По словам заместителя председателя комитета по транспорту Петербурга Михаила Казакова, в часы пик заторы достигают 10 баллов, особенно в дни проведения крупных мероприятий, форумов и в туристический сезон. Поэтому городу необходимы новые инструменты организации дорожного движения.
Идея платного въезда в российские города обсуждается с середины 2010-х. В 2016 году Минтранс подготовил законопроект, позволявший регионам вводить плату и ограничивать движение в часы пик. Закон прошёл первое чтение в Госдуме, но во втором был отклонён: критики указывали на юридические и коррупционные риски и возможное ущемление прав граждан, что могло вызвать протесты. С тех пор вопрос на федеральном уровне не продвигался, оставаясь темой дискуссий и региональных инициатив.
Что касается опыта северных стран, то платный въезд в центр успешно работает с 2006 года в Стокгольме (Швеция) и с 2017 года в Осло (Норвегия). В этих городах тариф зависит от времени суток и типа транспортного средства: больше платят в часы пик и владельцы бензиновых автомобилей, льготы получают местные жители и электрокары. Главным фактором успеха платного въезда в центр города считается развитие альтернативного общественного транспорта. Отметим также, что население Стокгольма и Осло составляет менее одного миллиона человек.