Дневник кризиса: некоторую часть «Буквоедов» придётся закрыть
Петербургские предприниматели продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. По просьбе РБК Петербург они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития.
В сегодняшнем дневнике — обещанные, но неполученные кредиты, и медленный ребрендинг «Буквоеда».
Дмитрий Репин, генеральный директор книжной сети «Буквоед»:
«В конце апреля сеть «Буквоед» в составе объединенной розничной сети «Читай-город-Буквоед» была внесена в перечень системообразующих предприятий в книжной отрасли.
Согласно постановлению правительства РФ № 582 от 24.04.2020 г., мы вправе получить кредиты на пополнение оборотных средств, на что очень рассчитываем. В конце апреля подали заявку в наш партнёрский банк — Северо-Западный Банк Сбербанка, однако из-за непонятных бюрократических процедур мы эти деньги до сих пор получить не можем. На сегодня для нас и для книжной отрасли в целом — этот вопрос является сверхважным.
При отсутствии анонсированной государством поддержки некоторая часть магазинов «Буквоед» будет закрыта. Это означает сокращение в Петербурге рабочих мест, сокращение книжных полок для издательств, которые в свою очередь недополучат деньги, не напечатают и не выпустят новые книги. А это неизбежно откинет книжную отрасль далеко назад.
Нехватка оборотных средств связана с тем, что магазины долгое время не работали. Впрочем, многие не работают до сих пор, поскольку почти половина наших магазинов находится в торговых центрах. Даже если эти торговые точки откроются в ближайшее время, они не выйдут на докризисные показатели ни через неделю, ни через месяц — для этого нужно время. В тех магазинах, которые сейчас открылись, трафик пока не восстановился до уровня прошлого года.
В период изоляции функционировал только интернет-канал. Мы приложили максимум усилий, чтобы сохранить продажи через интернет на уровне прошлого года. Это составляет порядка 10% от всего оборота сети. Однако наш основной канал сбыта — это офлайн-магазины. Интернет не является замещающим каналом. Кроме того, наши магазины одновременно являются пунктами выдачи интернет-заказов, что очень удобно и выгодно читателям. Из-за того, что сеть не работала больше двух месяцев, привычная для потребителя модель покупок рухнула. Нам пришлось налаживать дистанционную продажу с помощью логистических сервисов, партнерских пунктов доставки, «Почты России», что тоже создало для компании дополнительные сложности.
Помимо финансовых трудностей перед нами по-прежнему стоит задача, связанная с ребрендингом сети. Если мы будем открывать новые магазины, они будут оформляться в соответствии с новой концепцией. Также отмечу, что на данный момент темпы ребрендинга существующих магазинов значительно замедлились.
Надежду вселяет то, что сеть «Буквоед» работает на рынке давно, у нас чётко и эффективно выстроены бизнес-процессы внутри компании. Мы проанализировали сложившуюся ситуацию и смогли максимально оптимизировать затраты. Радует то, что нам удалось достичь взаимопонимания со всеми коллегами и пережить этот острый период. Кризис и пандемия рано или поздно закончатся, и жизнь вернётся в привычное русло. Я уже вижу свет в конце тоннеля: как только последние ограничения в сфере розничной торговли будут сняты, сеть заработает в полную силу, и мы сделаем всё, чтобы покупатели поскорее вернулись в наши магазины».
Записала: Виктория Саитова