Петербургские покупатели меняют предпочтения
В петербургских торговых комплексах стали закрываться развлекательные центры. Как следует из отчета консалтинговой компании JLL, только за второй квартал 2017 года закрылось несколько таких проектов площадью 2,5 — 3 тыс. кв. м. Как отмечают аналитики, посетители торговых комплексов постепенно теряют интерес к досуговым центрам и переключаются на другие услуги.
Чемпионы по закрытиям
Среди закрывшихся за последние три месяца равзлекательных центров — Tesla Karting в ТРК «Питерлэнд» и AMF Bowling Club в ТРК «Континент Байконурская». Отметим, что, как ранее писал «Деловой Петербург» со ссылкой на совладельца Tesla Karting Илью Рашкина, проект первого в России электрокартинга был анонсирован в конце 2016 года. Рашкин тогда заявил изданию, что намерен окупить инвестиции (их объем оценивался в 10 млн руб.) за три года.
AMF Bowling Club на Байконурской работал в Петербурге несколько лет. Информацию о закрытии центра подтверждают по телефону сети Bowling show. Последняя, по данным открытых источников, принадлежит ООО «РБК», владельцем которого, по данным kartoteka.ru, является Елена Губарева.
Закрытия развлекательных центров сказались на общей динамике петербургского рынка торговой недвижимости. По данным JLL, по итогам второго квартала 2017 года общая площадь закрытых магазинов в петербургских ТРК на 20% превысила площадь новых торговых точек.
«Наибольшее превышение площади закрытых над открытыми магазинами (более чем в два раза) наблюдалось в сегменте отдыха и развлечений, где было закрыто свыше 11 тыс. кв. м. Это является максимальным квартальным значением для этого сегмента», — приводится в отчете комментарий руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислава Фадеева.
Как следует из отчета, наибольший прирост свободных площадей наблюдался в северных районах Петербурга, где уровень вакансии сейчас составляет 6,3% (рост на 0,7 п.п. по итогам квартала).
Смена приоритетов
Одновременно с закрытием развлекательных центров в петербургских ТРК активно развиваются другие форматы. Как подсчитали в JLL, по итогам второго квартала 2017 года в торговых центрах Северной столицы открылось 18 тыс. магазинов, торгующих одеждой и аксессуарами. Таким образом, на сегмент fashion пришлось 49% всех открытых с апреля по июнь магазинов. Это рекордное за последние два года значение, говорится в отчете компании.
По оценкам аналитиков, площадь появившихся за отчетный период магазинов сегмента fashion на 18% превысила площадь закрытых.
«На протяжении нескольких последних лет собственники торговых центров стремились заполнить вакантные площади, в том числе открывая досуговые проекты. Развлечения занимали не только классически отведенные для них верхние торговые уровни, но также площади, концептуально предусмотренные для других сегментов. Сегодня наблюдается стабильное развитие fashion брендов, ритейлеров сегментов «красота и здоровье», «книги, подарки и игрушки» — то есть операторов, приносящих больший арендный доход владельцам торговых комплексов», — приводятся в отчете слова руководителя направления аренды торговых центров компании JLL в Санкт-Петербурге Юлии Чернышевой.
«Можно говорить о некоторых диапазонах арендных ставок в зависимости от площади помещения. Так, новые договоры аренды для крупных развлекательных форматов составляют от 4 тыс. до 8 тыс. руб. за кв. м в год, а для небольших — от 8 тыс. до 15 тыс. руб. за кв. м в год. В то же время ставки аренды небольших магазинов для fashion ритейлеров составляют от 20 тыс. до 60 тыс. руб. за кв. м в год, а магазинов парфюмерии и косметики — от 40 тыс. до 70 тыс. руб. за кв. м в год», — пояснил стратегию арендодателей Фадеев.