Ленобласть одобрила морской проект на 30 млрд руб. и 600 рабочих мест
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и директор УК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков в рамках ПМЭФ-2022 подписали соглашение о содействии в реализации проекта компании по строительству зернового терминала для экспорта и импорта зерновых и пищевых грузов вблизи поселка Вистино Кингисеппского района.
Как сообщила пресс-служба губернатора, группа компаний «Содружество» планирует построить терминал к 2026 году. Мощность перевалки составит до 10 млн тонн в год. Объем инвестиций — более 30 млрд рублей, проект даст району не менее 600 новых рабочих мест.
Альтернативная площадка
ГК «Содружество» — один из крупнейших переработчиков семян масличных культур в России, производит соевое и рапсовое масло, шрот, лецитин и др. Свой проект, получивший название «Балтийский зерновой терминал», ГК «Содружество» ранее планировала реализовать в бухте Батарейная Ломоносовского района. Однако против проекта выступили жители и экоактивисты; и в марте 2021 года власти региона предложили инвестору другую площадку — в Усть-Луге.
В марте этого года проект был одобрен правительством Ленобласти. «Область готова поддержать компанию и сделать все, чтобы проект, направленный на переориентацию российских транспортных потоков на Балтике, был реализован», — написал тогда в своем Telegram-канале Александр Дрозденко.
Конкуренцию выдержит
В регионе одновременно реализуется несколько подобных проектов. Они находятся на разной стадиях строительства. Первым, вероятно, откроется зерновой терминал на 7 млн тонн LUGAPORT, который строит в той же Усть-Луге ГК «Новотранс». «Планируем первую очередь комплекса запустить уже в 2023 году», — сообщил в мае генеральный директор ООО «Универсальный торговый терминал «Усть-Луга» (оператор проекта LUGAPORT) Алексей Жарков.
Помимо этого, Приморский УПК строит зерновой терминал на 5 млн тонн (ожидаемый срок ввода терминала в эксплуатацию — 2025 год). В рамках ПМЭФ-2022 компания подписала соглашение с Группой ОЗК (торгово-логистический оператор сельскохозяйственной продукции) о расширении географии будущих экспортных поставок российского зерна за счет стран Африки. Также железнодорожный оператор «Технотранс» ранее подписал соглашение с Ленобластью о строительстве «Высоцкого зернового терминала» на 4 млн тонн в год в порту Высоцк. Завершить реализацию проекта инвестор рассчитывал в 2023 году.
В намечающейся конкурентной борьбе терминалов руководитель проекта «ДОРН» Андрей Карпов считает наиболее выигрышной позицию именно ГК «Содружество». «Эта компания отличается от всех остальных владельцев терминалов тем, что будет переваливать собственное зерно, производимое структурами самой группы. Это гарантирует загрузку терминала, — считает эксперт. — Конкуренты собираются переваливать чужое зерно, а это создает риски перенаправления грузопотоков на другие, например, черноморские порты при каких-то изменениях рыночной или логистической конъюнктуры».
Западные санкции не создают особой угрозы терминалам, считает Андрей Карпов, поскольку российский зерновой экспорт идет главным образом в страны Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.