«ФосАгро» откажется от услуг зарубежных портов

Крупнейший российский производитель минеральных удобрений «ФосАгро» намерен отказаться от услуг зарубежных портов. Как сообщил РБК Петербург генеральный директор компании Андрей Гурьев, теперь «ФосАгро» собирается зарабатывать на перевалочных услугах в порту Усть-Луги.
Накануне «ФосАгро» совместно с логистичекой компанией «Ультрамар» открыла в порту Усть-Луга терминал по перевалке минеральных удобрений мощностью 1,5 млн т в год. В строительство инвестировано 650 млн руб., срок окупаемости проекта оценивается в 3,5 года.
Комплекс, который получил название Smart Bulk Terminal, осуществляет перевалку удобрений из железнодорожных вагонов на судна-сухогрузы. На первом этапе грузы из вагонов перегружаются в контейнеры, при этом контейнеры используются в качестве складских единиц. На следующем этапе из контейнеров формируются судовые партии различных видов удобрений, и затем контейнеры опорожняются в судовые трюмы. Технология перевалки, которая впервые применена в России, позволяет существенно удешевить постройку комплекса по сравнению с традиционными контейнерными терминалами.
70% акций Smart Bulk Terminal принадлежит «ФосАгро», а 30% - «Ультрамар», при этом «ФосАгро» впервые инвестировала в строительство собственных портовых мощностей. Как объяснил РБК генеральный директор «ФосАгро» А.Гурьев, постройка нового терминала снизит транспортные расходы, так как отгрузка из порта Усть-Луги обойдется дешевле, чем из портов Финляндии и Балтии: «Помимо портов Мурманска и Петербурга, мы использовали для отгрузки нашей продукции порты Котки, Риги и Силламяэ. С постройкой терминала в Усть-Луге мы намерены отказаться от услуг зарубежных портов, поскольку экономия на каждой тонне отгруженных удобрений составляет около 10 долларов».
Владельцы Smart Bulk Terminal ожидают, что им удастся привлечь и других российских производителей минеральных удобрений. Тем самым «ФосАгро» сможет заработать на портовых услугах. «Мы не собираемся монополизировать услуги терминала, и приглашаем воспользоваться им другие компании, включая наших конкурентов. В первую очередь перевалочный комплекс должен заинтересовать производителей аммиачной селитры – «Уралхим» и «Еврохим», поскольку сегодня вся отгрузка этой продукции производится из прибалтийских портов. Наша технология позволяет удвоить мощность перевалки и довести ее до 3 млн т в год. При этом с ростом грузооборота снижаются и сроки окупаемости проекта», - пояснил Гурьев. Генеральный директор «Ультрамар» Андрей Бонч-Бруевич добавил, что потенциальные клиенты (помимо «ФосАгро») уже использовали новый терминал для пробной отправки грузов удобрений.
По данным Ассоциации морских торговых портов
«ФосАгро» - крупнейший российский производитель фосфорсодержащих удобрений. В прошлом году компания произвела 6,5 млн т удобрений, при этом 4,5 млн т были экспортированы. «Ультрамар» предоставляет услуги по перевалке грузов удобрений и владеет контейнерными терминалами.
Павел Прохоров