Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Качество жизни: что предлагает наука РБК и Bayer, 08:25 Создатели «Сармата» разработали концепцию ракеты для полетов к Марсу Технологии и медиа, 08:16 Мостовой назвал фаворита матча «Спартак» — «Ростов» Спорт, 08:00 Посольство России предложило США обдумать идею Путина о разоружении Политика, 07:30 В Хабаровске прошел очередной субботний митинг в поддержку Фургала Общество, 07:22 Какие технологии помогают роботам «выйти в люди» РБК и Intel NUC, 07:15 В Роскачестве предупредили об опасности воды из кулера Общество, 07:07 Эпидемиолог спрогнозировал пик заболеваемости COVID-19 в регионах Общество, 06:46 Гидрометцентр пообещал россиянам теплую зиму Общество, 06:21 У привитого и переболевшего COVID-19 депутата Гартунга появились антитела Общество, 05:59 Психотерапевт сообщила о «боевом стрессе» у тяжело болевших COVID-19 Общество, 05:42 Как развивается российский рынок «умных» домов РБК и Intel NUC, 05:38 Delivery Club изменит правила для курьеров после забастовки Общество, 05:28 Россельхознадзор пригрозил Армении запретом импорта томатов Общество, 05:17
С.-Петербург ,  
0 

Загадка Усть-Луги: на чем зарабатывает лидер Балтики

Фото:port-ustluga.ru
Фото: port-ustluga.ru

Все последние годы порт Усть-Луга в Ленобласти демонстрирует удивительные успехи — его грузооборот неуклонно растет, в то время как обороты остальных балтийских портов падают. Однако, по словам экспертов, это не делает Усть-Лугу экономическим лидером Северо-Запада. Им остается петербургский порт, который специализируется на дорогих контейнерных грузах, избегая экологически грязных насыпных минеральных удобрений и угля, которые забирает Ленобласть. В итоге получается, что Усть-Луга зарабатывает на большом обороте грузов с маленькой маржой, а петербургский порт — на большей марже при меньшем обороте.

Обороты Усть-Луги растут

В 2015 году грузооборот порта Усть-Луга вырос на 16%, при том, что оборот Большого порта Санкт-Петербурга (БПСПб) уменьшился на 16%, обороты портов Прибалтики сократились на 4,4%. В 2016 году тенденция продолжилась — по итогам первого квартала порты Прибалтики упали на 11,7%, петербургский порт — на 8,2%, а порт Усть-Луга вырос на 4,1%.

Усть-Луга по грузообороту (около 88 млн тонн за 2015 год) уже обогнала петербургский порт (51,5 млн тонн) и стала самым крупным портом на Восточной Балтики. 

Структурная динамика грузооборота порта Усть-Луга показывает, что его рост в последние годы происходит почти исключительно за счет увеличения перевалки нефти, нефтепродуктов, угля и кокса, обеспечивающие 90% и более его грузооборота. Так, в 2015 году перевалка экспортной нефти, поступающей в порт по БТС-2, увеличилась на 15% (до 26,8 млн тонн), нефтепродуктов — на 19% (до 30,5 млн тонн), угля и кокса — на 11% (до 21,5 млн тонн). Экспорт этого сырья общим объемом в 78,8 млн тонн обеспечил 90% загрузки порта. Перевалка остальных грузов большой роли не играет, даже при том, что изменение показателей тут в некоторых случаях еще более впечатляющее. Например, перевалка грузов на паромах выросла на 22%, но объем составил всего 2 млн тонн, перевалка сжиженного газа увеличилась на 28% — до 1,43 млн тонн.

Тонны еще не рубли

Однако рост грузооборота не значит, что Усть-Луга — самый эффективный порт и играет в экономике СЗФО главную роль среди всех портов. «У нас сохраняется инерция советской оценки эффективности порта — мы продолжаем ее измерять в миллионах тонн грузооборота. В то время как эффективность порта базово надо измерять в суммарном финансовом и социальном «выхлопе» для региона и для страны, — замечает Андрей Карпов, руководитель аналитического бюро «ДОРН». — С учетом всех обстоятельств (дефицитности территории, финансово-социального «выхлопа» и т.д.) эффективность Большого порта Санкт-Петербурга для ВРП города выше, чем порта Усть-Луга для Ленинградской области и ее ВРП».

Никаких цифр, описывающих финансовые показатели деятельности портов, А.Карпов не приводит, ссылаясь на их отсутствие в публичном доступе. «С этой точки зрения есть проблемы. Прежде всего, это — малая публичная доступность финансовой статистической отчетности (прежде всего налоговой), которая позволяет оценить эффективность порта для региона и для РФ. Кроме того, отсутствуют достоверные и публично признанные методики «обсчета» косвенного налогового «выхлопа» для бюджетов соответствующих уровней», — утверждает эксперт.

Контейнеры выгоднее нефти

Свое оценочное суждение о сравнительной экономической эффективности петербургского и усть-лужского портов А.Карпов основывает на сложности и, соответственно, стоимости перевалки грузов разных типов, поскольку именно эти факторы (наряду с объемами перевалки) определяют финансовые показатели работы портов. По его словам, самыми выгодными для портовиков в этом смысле являются контейнерные грузы. Контейнерные терминалы требуют гораздо больше инвестиций, оборудования и численности персонала, чем любые другие массовые грузы, включая уголь, нефть и нефтепродукты. В контейнерном бизнесе, помимо стивидорных, участвует масса транспортных, грузоперевозочных компаний, в то время как нефть доставляется в Усть-Лугу по трубе, да и для доставки угля используется только РЖД.

По обороту контейнеров Большой порт Санкт-Петербурга в 20 раз превосходит Усть-Лугу даже в нынешних кризисных условиях. В 2015 году оборот контейнеров в петербургском порту сократился на 27,8%, но даже при этом он составил 1,71 млн TEUs — против 89,82 тыс. TEUs в порту Усть-Луга. Такая огромная разница компенсирует, как считает А.Карпов, 70-процентное превышение грузооборота порта Усть-Луга над Большим портом СПб.