Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Недооцененный край: как Ленобласти заработать на туризме

Участники круглого стола, организованного РБК Петербург, ищут возможности для реализации потенциала области
Фото: Алексей Боголепов
Фото: Алексей Боголепов

Ежегодно Ленинградскую область посещает свыше 1,9 млн туристов. Они приносят в областную казну порядка 700 млн рублей. Однако эти объемы остаются неизменными уже несколько лет. Что мешает развитию рекреационного потенциала Ленинградской области и как эффективнее использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, выясняли участники круглого стола, организованного РБК Петербург в рамках программы биеннале «Архитектура Петербурга - 2015».

Круглый стол стал продолжением дискуссий, организованных РБК Петербург в рамках архитектурного форсайта «Новые города петербургской агломерации» с целью привлечь специалистов разных отраслей к обсуждению вопросов более эффективного использования имеющихся ресурсов региона, в том числе рекреационных. В этом году в рамках архитектурного форсайта* команды моделируют процесс создания городов-спутников.

Спросу навстречу

Ленинградская область обладает мощным рекреационным потенциалом, говорят эксперты туристической отрасли и чиновники. Но реализовать этот потенциал никто не может. По мнению участников круглого стола, Петербург с его населением мог бы быть мощным источником туристического потока для области. «Как ни странно, взаимное «освоение» двух братских регионов, Петербурга и Ленобласти, до сих пор остается актуальной задачей, - отмечает Федор Гаврилов, руководитель архитектурного форсайта «Новые города петербургской агломерации». - Конечно, туристы - и их немало - посещают областные исторические места. Но возможности шестимиллионного региона, располагающего внушительным автопарком, гораздо больше. Так, до сих пор многие петербуржцы не бывали в Ораниенбауме, а уж до Копорья добирается один из десяти. Можно предположить, что после юбилейных торжеств образ староладожских древностей уже укоренился в сознании горожан и жителей области. А вот скромное обаяние Новой Ладоги пока остается недооцененным. Что же происходит? Почему образованные, платежеспособные и мобильные жители Петербургской агломерации (как, разумеется, и резиденты других регионов России) стремятся скорее в Лаппеенранту, чем в Тихвин?», - задается вопросом Ф.Гаврилов.

По мнению участников круглого стола, причин тому несколько. Одна из них - недостаток информации и отсутствие единого портала для путешественников. Власти Ленобласти еще в прошлом году решили создать такой ресурс, однако до сих пор единого сайта, объединяющего информацию о возможных маршрутах по знаковым местам Ленобласти, нет. А пока, как отмечает руководитель архитектурного бюро «А-Лен» Сергей Орешкин, спрос на областной туризм удовлетворяют лишь энтузиасты, которые водят частные экскурсии.

При этом успешный музей может способствовать развитию региона, в том числе экономически, считает заместитель директора ГБУК ЛО «Музейное агентство» Яна Седельникова. Примеры тому в Ленобласти есть. «В маленький город Приозерск, в котором проживают 20 тысяч жителей, ежегодно приезжают 50 тыс. человек, чтобы посетить крепость Корела», - напоминает Я.Седельникова.

Инфраструктура

Еще одно обстоятельство, мешающее раскрыться туристическому потенциалу Ленобласти, - это скудная инфраструктура. По словам депутата Законодательного собрания Ленобласти Вероники Каторгиной, еще 40 лет назад разрабатывалась программы так называемого Серебряного кольца Ленинградской области и Жемчужного ожерелья. «Серебряное кольцо - это путь, который бы охватывал все значимые исторические культурные города и населенные пункты региона. Первая столица Руси - Старая Ладога, монастыри (Успенский - в Тихвине, Дымский - в Бокситогорском районе, Александро-Свирсикий - в Лодейном поле) и т.д.», - поясняет В.Каторгина. Маршрут был рассчитан на несколько дней, но так и не был реализован. «Все эти программы утыкались в отсутствие достойной дорожной и гостиничной инфраструктуры, - говорит В.Каторгина. - На протяжении десятка лет все это развивалось лишь на уровне фрагментарных программ в каждом районе. Ни один турист не поедет за 300 км, если дороги разбиты, выдержать этот путь физически трудно».

В местах, до которых туристу удается добраться, все равно множество проблем. Например, в крепости Копорье питание туристов зависит от одного единственного человека. «У нас есть дедушка, который привозит пирожки и горячий чай - это единственная наша инфраструктура», - не без иронии отмечает главный хранитель МАУ «Копорская крепость» Ольга Южакова. При этом идеи развития инфраструктуры в регионе есть, но реализовать их не могут, потому что до сих пор нет понимания, что делать с самой крепостью.

О.Южакова, О.Смычковская, Ф.Гаврилов

Дело в том, что крепость является федеральным объектом, а музей, который ее поддерживал до закрытия, - муниципальный. В итоге, пока чиновники решают, кому отвечать за исторический объект, крепость разрушается. И подобные "бумажные приключения" есть практически у каждого исторического объекта Ленобласти. Как рассказал руководитель архитектурной мастерской «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов, один из проектов мастерской - домик станционного смотрителя в Выре - стоял на земле, которая никому не принадлежала. Сейчас эта проблема решена, однако появилась другая - там невозможно организовать подъезды, стоянки, поскольку вокруг земля не наша, - говорит архитектор. - С Монрепо [мастерская занимается также реконструкцией и приспособлением под современное использование парка Монрепо в Выборге по конкурсу Всемирного банка] мы тоже столкнулись с тем, что не были до конца оформлены права на собственность. Я полагаю, что какой бы объект мы не взяли, у него будут аналогичные проблемы», - отмечает архитектор.

Впечатления на продажу

Председатель комиссии по туризму Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Ольга Смычковская также обращает внимание на проблемы с инфраструктурой. Она напоминает, что туркомпании продают не конкретные объекты, а впечатления. «Мы продаем впечатление и оно должно быть достаточно ярким, чтобы потратить на него деньги, и достаточно продолжительным, чтобы потратить на дорогу 3 часа», - говорит она. И для того, чтобы направить турпоток в то или иное направление, бизнес должен быть уверен, что это направление окупится. Для этого необходима инфраструктура и якорные проекты.

Главный архитектор Института Ленгипрогор Игорь Дранкевич добавляет: «У нас же ничего не изменится, пока не начнут думать о комплексных проектах. Если рядом будет работать горнолыжный склон, если там будет детский парк, тогда люди смогут приезжать на 2-3 дня, тогда место будет работать».

По словам В.Каторгиной, изменить положение может перевод направления «туризм» в экономический блок правительства области, поскольку сейчас он относится к культуре - и финансируется по остаточному принципу. При этом туризм в Ленобласти может быть и весьма доходным. Пока же Ленинградская область остается «с имперскими амбициями и провинциальными возможностями», говорит депутат. «Близость к Петербургу обязывает нас как-то соответствовать и культурному и историческому развитию, но бюджет у нас такой, что приходится выбирать либо зарплата музейным работникам, либо оплата музейной коллекции», - добавляет она.

Другим выходом эксперты считают участие бизнеса в возрождении туризма. Так, наиболее успешным проектом сохранения дворянской усадьбы в Ленобласти участники круглого стола называют усадьбу Марьино, а наиболее успешным туристическим проектом, также реализованным исключительно на частные средства, - Мандроги Сергея Гутцайта.

Причем речь может идти не только о крупных инвестициях, но и о инвестициях малого бизнеса в создание сопутствующей инфраструктуры.

Миллиарды карпов

Однако проблема не только в отсутствии денег и энтузиазма местных чиновников, говорят эксперты. Руководитель архитектурного форсайта «Новые города петербургской агломерации» Федор Гаврилов рассказал, что рядом с исторически поселком Ропша есть огромный рыбоводческий завод. «Там миллиарды карпов, но в самой Ропше в магазине только камбала дальневосточная. И вы точно не съедите там уху, - говорит он. - Почему людям на заводе не приходит в голову варить эту уху и продавать? Мне кажется, что это уже культурный вопрос, а не вопрос денег. Эту идею нужно вложить в сознание».

*Форсайт - ежегодная интеллектуальная игра, которая проводится под эгидой проекта РБК «Будущий Петербург». В этом году участники игры, студенты из разных областей знаний (архитектура, экономика, урбанистика), представят свое видение современного города-спутника Петербурга (подробнее Будущий Петербург).

Ольга Зарубина

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 марта
EUR ЦБ: 92,85 (+1,29)
Инвестиции, 03 мар, 18:13
Курс доллара на 4 марта
USD ЦБ: 89,25 (+0,99)
Инвестиции, 03 мар, 18:13
В России начались продажи смартфона Honor Magic 7 ProLife, 10:15
CNN узнал, сколько ВСУ продержатся без военной помощи СШАПолитика, 10:13
Прокурор заявил о расстройстве психики у наехавшего на людей в МангеймеОбщество, 10:11
В дептрансе Москвы подвели итоги работы речных вокзалов в зимний сезонГород, 10:00
«Всех объединяют еда и травмы»: Елена Ландэ — о блогерстве и любвиLife, 10:00
Овечкин не смог набрать очков в матче НХЛСпорт, 09:58
Житель Подмосковья приобрел билет за 150 руб. и выиграл 285 млн руб.Общество, 09:52
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«У кого-то появился еще один шанс в России». Вернется ли западный бизнесPro, 09:41
Как использовать генеративный искусственный интеллект в бизнесе. КейсыРБК и GigaChat, 09:37
Китай ответил на начало тарифной войны с СШАПолитика, 09:35
Какое место может занять Россия на рынке добычи редкоземельных металловPro, 09:27
В МИДе заявили о совпадении оценок Астаны и Москвы ущерба от атаки на КТКПолитика, 09:21
Аналитики назвали рост цен на вторичку в мегаполисах незначительнымНедвижимость, 09:13
Ефимов анонсировал реорганизацию 0,77 га на улице Щорса в МосквеГород, 09:10