Лента новостей
Сечин посоветовал независимым АЗС зарабатывать за счет допуслуг 16:31, Бизнес Врио главы Хакасии исключил бюджетный дефолт в республике 16:29, Экономика Самый хоккейный тест для настоящих болельщиков 16:27, РБК и Mastercard Древний город оказался на пути железной дороги к Крымскому мосту 16:26, Общество В конгрессе усомнились в способности США выиграть войну с Россией или КНР 16:26, Политика Глава МВФ призвала центробанки задуматься о выпуске своих цифровых валют 16:18, Финансы Курц рассказал об отношениях с Россией после шпионского скандала 16:15, Политика Полезные знакомства для бизнеса: где, как и когда 16:02, РБК и Открытие Найти и заселить: о чем нужно помнить, открывая хостел 16:00, Недвижимость Умер актер фильмов «Тихий Дон» и «Приключения итальянцев в России» 15:56, Общество Археологи разрешили возобновить строительство трассы Москва — Петербург 15:53, Общество Участники драки на Хованском кладбище получили до 11,5 лет колонии 15:41, Общество Суд арестовал счет супруги обвиняемого в коррупции замглавы Крыма 15:37, Политика Рабочий момент: 10 лайфхаков для ремонта 15:31, РБК и Мир Бывший футболист «Рубина» рассказал о «потерянном в России» годе жизни 15:29, Спорт Проект бюджета прошел второе чтение в Госдуме после внесения 676 поправок 15:25, Финансы Адвокат рассказал о позиции обвиняемого в шпионаже австрийца 15:23, Политика Россия и Иран разработают аналог банковской системы SWIFT 15:17, Крипто Сенаторы внесли законопроект о запрете судебных клеток 15:15, Политика Бизнес-конференции: советы для интровертов и всех остальных 15:11, РБК и Открытие Зюганов ответил на предложение заменить тело Ленина резиновой копией 14:48, Общество Евгений Малкин — «РБК Стиль»: «В США у людей другой менталитет» 14:48, Стиль Soft skills: какие качества нужны руководителю и как их развить 14:45, РБК и Volkswagen Цена нефти Brent выросла на фоне обсуждения ОПЕК+ сокращения добычи 14:40, Экономика Лучший тренер 2016 года Клаудио Раньери вернулся в чемпионат Англии 14:23, Спорт Сечин опроверг кредит ВТБ катарскому фонду на покупку доли в «Роснефти» 14:23, Бизнес
Недооцененный край: как Ленобласти заработать на туризме
Санкт-Петербург и область, 17 апр 2015, 13:36
0
Недооцененный край: как Ленобласти заработать на туризме
Участники круглого стола, организованного РБК Петербург, ищут возможности для реализации потенциала области
Фото: Алексей Боголепов

Ежегодно Ленинградскую область посещает свыше 1,9 млн туристов. Они приносят в областную казну порядка 700 млн рублей. Однако эти объемы остаются неизменными уже несколько лет. Что мешает развитию рекреационного потенциала Ленинградской области и как эффективнее использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, выясняли участники круглого стола, организованного РБК Петербург в рамках программы биеннале «Архитектура Петербурга - 2015».

Круглый стол стал продолжением дискуссий, организованных РБК Петербург в рамках архитектурного форсайта «Новые города петербургской агломерации» с целью привлечь специалистов разных отраслей к обсуждению вопросов более эффективного использования имеющихся ресурсов региона, в том числе рекреационных. В этом году в рамках архитектурного форсайта* команды моделируют процесс создания городов-спутников.

Спросу навстречу

Ленинградская область обладает мощным рекреационным потенциалом, говорят эксперты туристической отрасли и чиновники. Но реализовать этот потенциал никто не может. По мнению участников круглого стола, Петербург с его населением мог бы быть мощным источником туристического потока для области. «Как ни странно, взаимное «освоение» двух братских регионов, Петербурга и Ленобласти, до сих пор остается актуальной задачей, - отмечает Федор Гаврилов, руководитель архитектурного форсайта «Новые города петербургской агломерации». - Конечно, туристы - и их немало - посещают областные исторические места. Но возможности шестимиллионного региона, располагающего внушительным автопарком, гораздо больше. Так, до сих пор многие петербуржцы не бывали в Ораниенбауме, а уж до Копорья добирается один из десяти. Можно предположить, что после юбилейных торжеств образ староладожских древностей уже укоренился в сознании горожан и жителей области. А вот скромное обаяние Новой Ладоги пока остается недооцененным. Что же происходит? Почему образованные, платежеспособные и мобильные жители Петербургской агломерации (как, разумеется, и резиденты других регионов России) стремятся скорее в Лаппеенранту, чем в Тихвин?», - задается вопросом Ф.Гаврилов.

По мнению участников круглого стола, причин тому несколько. Одна из них - недостаток информации и отсутствие единого портала для путешественников. Власти Ленобласти еще в прошлом году решили создать такой ресурс, однако до сих пор единого сайта, объединяющего информацию о возможных маршрутах по знаковым местам Ленобласти, нет. А пока, как отмечает руководитель архитектурного бюро «А-Лен» Сергей Орешкин, спрос на областной туризм удовлетворяют лишь энтузиасты, которые водят частные экскурсии.

При этом успешный музей может способствовать развитию региона, в том числе экономически, считает заместитель директора ГБУК ЛО «Музейное агентство» Яна Седельникова. Примеры тому в Ленобласти есть. «В маленький город Приозерск, в котором проживают 20 тысяч жителей, ежегодно приезжают 50 тыс. человек, чтобы посетить крепость Корела», - напоминает Я.Седельникова.

Инфраструктура

Еще одно обстоятельство, мешающее раскрыться туристическому потенциалу Ленобласти, - это скудная инфраструктура. По словам депутата Законодательного собрания Ленобласти Вероники Каторгиной, еще 40 лет назад разрабатывалась программы так называемого Серебряного кольца Ленинградской области и Жемчужного ожерелья. «Серебряное кольцо - это путь, который бы охватывал все значимые исторические культурные города и населенные пункты региона. Первая столица Руси - Старая Ладога, монастыри (Успенский - в Тихвине, Дымский - в Бокситогорском районе, Александро-Свирсикий - в Лодейном поле) и т.д.», - поясняет В.Каторгина. Маршрут был рассчитан на несколько дней, но так и не был реализован. «Все эти программы утыкались в отсутствие достойной дорожной и гостиничной инфраструктуры, - говорит В.Каторгина. - На протяжении десятка лет все это развивалось лишь на уровне фрагментарных программ в каждом районе. Ни один турист не поедет за 300 км, если дороги разбиты, выдержать этот путь физически трудно».

В местах, до которых туристу удается добраться, все равно множество проблем. Например, в крепости Копорье питание туристов зависит от одного единственного человека. «У нас есть дедушка, который привозит пирожки и горячий чай - это единственная наша инфраструктура», - не без иронии отмечает главный хранитель МАУ «Копорская крепость» Ольга Южакова. При этом идеи развития инфраструктуры в регионе есть, но реализовать их не могут, потому что до сих пор нет понимания, что делать с самой крепостью.

О.Южакова, О.Смычковская, Ф.Гаврилов

Дело в том, что крепость является федеральным объектом, а музей, который ее поддерживал до закрытия, - муниципальный. В итоге, пока чиновники решают, кому отвечать за исторический объект, крепость разрушается. И подобные "бумажные приключения" есть практически у каждого исторического объекта Ленобласти. Как рассказал руководитель архитектурной мастерской «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов, один из проектов мастерской - домик станционного смотрителя в Выре - стоял на земле, которая никому не принадлежала. Сейчас эта проблема решена, однако появилась другая - там невозможно организовать подъезды, стоянки, поскольку вокруг земля не наша, - говорит архитектор. - С Монрепо [мастерская занимается также реконструкцией и приспособлением под современное использование парка Монрепо в Выборге по конкурсу Всемирного банка] мы тоже столкнулись с тем, что не были до конца оформлены права на собственность. Я полагаю, что какой бы объект мы не взяли, у него будут аналогичные проблемы», - отмечает архитектор.

Впечатления на продажу

Председатель комиссии по туризму Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Ольга Смычковская также обращает внимание на проблемы с инфраструктурой. Она напоминает, что туркомпании продают не конкретные объекты, а впечатления. «Мы продаем впечатление и оно должно быть достаточно ярким, чтобы потратить на него деньги, и достаточно продолжительным, чтобы потратить на дорогу 3 часа», - говорит она. И для того, чтобы направить турпоток в то или иное направление, бизнес должен быть уверен, что это направление окупится. Для этого необходима инфраструктура и якорные проекты.

Главный архитектор Института Ленгипрогор Игорь Дранкевич добавляет: «У нас же ничего не изменится, пока не начнут думать о комплексных проектах. Если рядом будет работать горнолыжный склон, если там будет детский парк, тогда люди смогут приезжать на 2-3 дня, тогда место будет работать».

По словам В.Каторгиной, изменить положение может перевод направления «туризм» в экономический блок правительства области, поскольку сейчас он относится к культуре - и финансируется по остаточному принципу. При этом туризм в Ленобласти может быть и весьма доходным. Пока же Ленинградская область остается «с имперскими амбициями и провинциальными возможностями», говорит депутат. «Близость к Петербургу обязывает нас как-то соответствовать и культурному и историческому развитию, но бюджет у нас такой, что приходится выбирать либо зарплата музейным работникам, либо оплата музейной коллекции», - добавляет она.

Другим выходом эксперты считают участие бизнеса в возрождении туризма. Так, наиболее успешным проектом сохранения дворянской усадьбы в Ленобласти участники круглого стола называют усадьбу Марьино, а наиболее успешным туристическим проектом, также реализованным исключительно на частные средства, - Мандроги Сергея Гутцайта.

Причем речь может идти не только о крупных инвестициях, но и о инвестициях малого бизнеса в создание сопутствующей инфраструктуры.

Миллиарды карпов

Однако проблема не только в отсутствии денег и энтузиазма местных чиновников, говорят эксперты. Руководитель архитектурного форсайта «Новые города петербургской агломерации» Федор Гаврилов рассказал, что рядом с исторически поселком Ропша есть огромный рыбоводческий завод. «Там миллиарды карпов, но в самой Ропше в магазине только камбала дальневосточная. И вы точно не съедите там уху, - говорит он. - Почему людям на заводе не приходит в голову варить эту уху и продавать? Мне кажется, что это уже культурный вопрос, а не вопрос денег. Эту идею нужно вложить в сознание».

*Форсайт - ежегодная интеллектуальная игра, которая проводится под эгидой проекта РБК «Будущий Петербург». В этом году участники игры, студенты из разных областей знаний (архитектура, экономика, урбанистика), представят свое видение современного города-спутника Петербурга (подробнее Будущий Петербург).

Ольга Зарубина

Магазин исследований: аналитика по теме "Туризм"