Заявка на рекорд: Ozon заключил крупную сделку в Петербурге
Онлайн-ретейлер Ozon заключил с «Марвел-Логистика» («дочка» «Марвел-Дистрибуции», одного из крупнейших широкопрофильных IT-дистрибуторов России и стран СНГ) договор об аренде 29 тыс. кв.м в комплексе «PNK парк Софийская КАД», говорится в сообщении Knight Frank, консультанта сделки. Это проект build-to-suit; аренду эксперты оценивают в 15-16 млн руб.
Еще больше доставок
Общая площадь первой очереди склада составит 29 тыс. кв. м, всего комплекса — 79 тыс. кв. м, после выхода на полную мощность новый фулфилмент-центр сможет обрабатывать около 140 тыс. посылок в сутки. Новый склад Ozon откроет уже в августе: во втором квартале 2020 года завершится строительство первой очереди логистического хаба, затем 4-5 месяца уйдут на монтаж оборудования и ИТ-инфраструктуры. По данным «Марвел-Логистики», срок аренды составляет 10 лет с возможностью продления. Алексей Келарев, генеральный директор компании «Марвел-Логистика», рассказал, что складской комплекс состоит из трех сегментов, из которых Ozon пока займет одну треть, но предусмотрено дальнейшее масштабирование. «В этом году количество заказов, которые делают жители Санкт-Петербурга на платформе Ozon, выросло в два раза по сравнению со среднемесячным показателем 2018 года. И, конечно, мы планируем наращивать инфраструктуру логистики в Северной столице и в течение нескольких лет расширить площадь фулфилмент-центра до 79 тыс. кв. м», — сообщили в пресс-службе Ozon.
Сейчас в Петербурге работают два сортировочных центра Ozon — отсюда курьеры забирают уже собранные и упакованные посылки и развозят их в пункты самовывоза или напрямую клиентам, но процесс сборки заказов преимущественно происходит на центральных хабах компании в Твери и Московской области. Открытие нового хаба позволит сократить логистическое плечо и доставлять прямо с хаба по Петербургу и СЗФО за 24 часа, рассчитывают в компании.
Ozon активно развивает инфраструктуру логистики, поскольку именно недостаток логистических мощностей — один из основных барьеров развития e-commerce в России, пояснили в компании. Так, 2019 году Ozon закрыл более 10% от общей потребности российского рынка интернет-торговли в логистической инфраструктуре (по оценке экспертов, сейчас рынку не хватает 1,5 млн кв. м), а в перспективе 5-6 лет Ozon будет оперировать более чем половиной всей логистической инфраструктуры в России.
Сделка с перспективой рекорда
«Арендная ставка может составить 15-16 млн руб. в месяц», — говорит Александра Царук, руководитель направления инвестиционного брокериджа Rusland SP. Схожую оценку дает старший консультант департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International Ольга Уревич. По ее мнению, Ozon мог арендовать площади по ставке 500-550 руб. за кв. м. Ранее компания намеревалась строить склад самостоятельно, но отказалась от планов, рассказывает она.
Александра Царук говорит, что расширение площадей до 80 тыс. кв. м позволит этой сделке претендовать на звание крупнейшей в формате built-to-suit, поскольку превысит по объёму недавнюю сделку «ВкусВилл» с PNK Group и сделку «Ленты» с ГК «Ориентир». Напомним, «ВкусВилл» и PNK Group ранее заключили договор о строительстве склада площадью 54 тыс. кв. м. на юге Петербурга. А «Лента» в прошлом году купила склад площадью 69,1 тыс. кв. м в Тосненском районе у ГК «Ориентир» по схеме built-to-suit.
Александра Царук повышение спроса на склады связывает с активизацией ретейлеров — все больше компаний развивают онлайн. «Доля онлайн-торговли растет, но вряд ли в короткие сроки Ozon понадобятся приобретенные под расширение площади. Скорее, это сделка на перспективу. Свою роль здесь сыграли амбициозные планы оператора по экспансии на рынке, не только в Петербурге, но по всей России», — считает Ольга Уревич.
По данным Colliers, совокупный объем складских сделок по итогам 2019 года составил 356 тыс. кв. м., из которых более половины объема спроса — 54% — сформировали торговые и дистрибуционные компании. Ключевым драйвером было развитие онлайн-ретейла, компаний-дистрибьюторов и логистических компаний, но рекорд 2014 года, когда был предыдущий всплеск активности ретейлеров, еще не побит — тогда доля торговых операторов составила 68%.
Справка
По данным Ozon, оборот от продаж онлайн-ретейлера в 2019 году вырос по сравнению с 2018 годом на 93%, до 80,7 млрд руб. с НДС. Показатели прибыли компания не раскрыывает, в 2018 году она была убыточна. Число доставленных заказов за год увеличилось в 2,1 раз, до 32,3 млн, всего было реализовано 144 млн товаров.