Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Песков заявил о поступивших угрозах взрыва на пути кортежа Путина 00:50, Политика В результате стрельбы в «Москва-Сити» пострадали 6 человек 00:07, Общество Россиянин назвал операцию по пересадке головы «тестовым прогоном» 17 ноя, 23:42, Общество Три страны предложили Аргентине помочь с поисками пропавшей подлодки 17 ноя, 23:39, Общество Ростуризм предупредил об угрозах терактов в праздники в Европе и США 17 ноя, 23:21, Общество Во время теракта в Дейр-эз-Зоре погибли 20 человек 17 ноя, 23:20, Политика Минобороны уволит страдающих ожирением военнослужащих 17 ноя, 23:01, Политика В Одессе сорвали концерт Константина Райкина 17 ноя, 22:33, Политика Не только золото: какие часы следует покупать на аукционе 17 ноя, 22:11, РБК и Phillips Умер рекордсмен чемпионата СССР по баскетболу 17 ноя, 22:08, Спорт США внесли в реестр иностранных агентов радио Sputnik 17 ноя, 22:01, Политика В сообщении на сайте президента Польши Порошенко назвали Виктором 17 ноя, 21:55, Политика В США опубликовали более 10 тыс. документов ФБР об убийстве Джона Кеннеди 17 ноя, 21:54, Политика В НИИ Склифосовского назвали операцию по пересадке головы не уникальной 17 ноя, 21:33, Общество Знал бы прикуп: генерал ФСО брал взятки за подряды в резиденции Путина 17 ноя, 21:24, Общество Президентом московского «Арарата» стал основатель группы компаний «Ташир» 17 ноя, 21:18, Спорт Власти Норвегии извинились за «вражеский плакат» с Ататюрком на учениях 17 ноя, 21:14, Политика «Дочка» РЖД обвинила ФАС в некорректном сопоставлении цены билетов 17 ноя, 21:14, Общество Путин выделил ₽1 млрд после рассказа Мацуева о продаже квартиры бабушки 17 ноя, 20:59, Политика МОК назвал отказ ВГТРК от показа Олимпиады «спекулятивным сценарием» 17 ноя, 20:48, Общество Made in Russia: лайфхаки для развития экспортного бизнеса 17 ноя, 20:39, РБК и Российский Экспортный Центр МИД назвал лицемерным вето США российской резолюции по Сирии 17 ноя, 20:31, Политика При стрельбе в Стокгольме ранили человека 17 ноя, 20:26, Общество Адвокат заявила о недопуске скорой к вскрывшим вены в Мосгорсуде 17 ноя, 20:10, Общество Минобороны опубликовало видео ударов Ту-22М3 по ИГ в Сирии 17 ноя, 19:51, Политика Путин выступил за реформу системы госзакупок в области культуры 17 ноя, 19:50, Общество Исинбаева объявила о присоединении к движению Putin Team 17 ноя, 19:46, Политика Вместо вклада: стоит ли покупать «народные» облигации банков 17 ноя, 19:42, Деньги
Петербургские работодатели рассказали, кого они не возьмут на работу
Санкт-Петербург и область, 17 мар, 15:06
0
Петербургские работодатели рассказали, кого они не возьмут на работу
Санкт-Петербургский международный Форум Труда (Фото: Александр Николаев/Интерпресс )

Попытки обучить студентов конкретным специальностям приводит к разрушению образования. К такому выводу пришли участники дискуссии РБК Петербург «Система профессионального образования: ответы на вызовы глобального рынка труда». Основной дефект нынешней системы профессионального образования — стремление вузов успеть за быстрыми технологическими изменениями и подготовить узкоспециализированных специалистов. В погоне за технологическим прогрессом университеты забывают о главной потребности работодателей — получать специалистов с качественным базовым образованием.

Загнали себя в угол

«Образование себя дискредитировало за последние десятилетия», — выразила настроение многих участников дискуссии заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Мария Юргелас. Эта претензия касается даже тех сфер, в которых российские специалисты пользуются международным признанием, отметил генеральный директор Санкт-Петербургского центра разработок Dell EMC Вячеслав Нестеров.

Речь идет, в частности, о программистах. С одной стороны, согласно только что опубликованному рейтингу компании HackerRank (калифорнийский провайдер услуг в области тестирования разработчиков ПО), на который ссылается ассоциация «Руссофт», Россия (и Петербург, в частности) занимает второе, после Китая, место в мире по качеству программистов.

С другой стороны, доля высококлассных специалистов в общем потоке выпускников невелика, отмечает В.Нестеров, с которым согласны как его коллеги по IT, так и представители других отраслей.

«Среди выпускников много специалистов в кавычках, которых использовать нельзя, — констатирует В.Нестеров. — Те цифры, которые мы слышим от чиновников — что столько-то айтишников получили дипломы, ни о чем не говорят. Нужно понять, сколько среди этих специалистов людей, которые реально могут работать. Есть люди, которые получили дипломы, но даже не пытаются работать по специальности — они понимают, что не соответствуют требованиям».

Кого учить?

Среди причин плохого образования представители вузов называют отсутствие обратной связи от работодателя. Вузам необходимо иметь долгосрочный (желательно на 15 — 25 лет вперед) прогноз спроса на специалистов — чтобы успеть перестроить систему образования, считают представители учебных заведений.

Однако, по мнению бизнеса, составить такой прогноз невозможно. «Ни одна компания, а тем более отрасль, не может точно сказать, сколько специалистов будет нужно через 25 лет. Обычно прогноз делается на 2-3 года вперед», — выразила общее мнение бизнеса исполнительный директор по персоналу и социальной политике Госкорпорации «Роскосмос» Алла Вучкович.

Отсутствие долгосрочных прогнозов связано со слишком быстрым изменением технологий. «Мы никогда не спрогнозируем, какие профессии появятся, какие будут востребованы через несколько лет», — утверждает вице-президент BIOCAD Александра Глазкова. Атлас профессий АСИ, как и справочник наиболее востребованных профессий, выпущенный Министерством труда, проблему не решают, считает А.Вучкович, которая, по ее словам, участвовала в составлении обоих документов. «Это все пилоты, не системные исследования. Нам не известно, какие нужны профессии в масштабах страны», — отметила А.Вучкович.

В такой ситуации вузы в принципе не способны готовить специалистов по новым компетенциям. «Университет не может физически успевать за теми веяниями времени, за теми заказами от промышленности, которые поступают очень часто», — уверен В.Нестеров.

Вывод, который следует из признания этого факта, А.Вучкович сформулировала так: «Мечта каждого работодателя, чтобы к нему приходил готовый специалист, которого не надо доучивать, не только несбыточна, но и вообще неправильна. Подготовка специалиста включает и его образование в вузе, и подготовку на предприятии, куда он пойдет работать».

Представители бизнеса утверждают, что от вузов они ждут не узкоспециального, а базового образования. «На уровне вуза мы не можем говорить о конкретной профессии — только о направлении подготовки. А профессиональное становление проходит в конкретной практике», — сформулировала принципиальную позицию университетов доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Кудрявцева.

Теоретически базовое образование должен был бы давать бакалавриат, отметил проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Евгений Крук. «Но реальный бакалавриат почти нигде не реализовался, — признал эксперт. — У нас просто укоротили обучение по специальности и получилось черт знает что».

Причины и пути решения

Обеспечить качественное базовое образование мешают существующие нормативы Минобразования, считает А.Глазкова.

По ее мнению, эти нормативы побуждают вузы «откровенно дотягивать оценки» плохим студентам, что бессмысленно («мы их все-равно не примем на работу»), да и вредно, ибо «дискредитирует диплом вуза».

Правильная модель обучения — проектная, уверен Е.Крук. Он убежден, что если студент уже в процессе обучения в вузе не участвует в конкретных проектах компаний, то квалифицированного инженера из него не получится. «Вузы должны стимулировать студентов работать с первых курсов, получать реальные навыки в бизнесе, на практике — чтобы они понимали, что от них ждут работодатели», — согласна с коллегой директор департамента организационного развития ГК «Кронштадт» Мария Игитян.

Модернизировать базовую подготовку непросто. «Это очень тяжело идет, — констатирует доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья центра им. В.А. Алмазова Татьяна Ищук. — Наши вузы в основном государственные, они мало связаны с бизнесом, а академический менталитет настолько сильный, что все новации проходят с трудом».

Директор Фонда ЦСР Северо-Запад Марина Липецкая формулирует три важнейших, по ее мнению, навыка: «Выпускник должен уметь создавать цифровую модель и ею пользоваться. Также каждый выпускник должен быть немного инженером современной экономики — уметь создать и использовать сложные устройства. И третий базовый навык — управление, связанное с IT: дата-мониторинг, дата-бизнес. То есть управленческий навык, предпринимательский навык».

Выпускник должен понимать логику бизнеса, предпринимательства и действовать на рабочем месте в соответствии с этой логикой, резюмирует М. Липецкая.