Петербургские работодатели рассказали, кого они не возьмут на работу
Попытки обучить студентов конкретным специальностям приводит к разрушению образования. К такому выводу пришли участники дискуссии РБК Петербург «Система профессионального образования: ответы на вызовы глобального рынка труда». Основной дефект нынешней системы профессионального образования — стремление вузов успеть за быстрыми технологическими изменениями и подготовить узкоспециализированных специалистов. В погоне за технологическим прогрессом университеты забывают о главной потребности работодателей — получать специалистов с качественным базовым образованием.
Загнали себя в угол
«Образование себя дискредитировало за последние десятилетия», — выразила настроение многих участников дискуссии заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Мария Юргелас. Эта претензия касается даже тех сфер, в которых российские специалисты пользуются международным признанием, отметил генеральный директор Санкт-Петербургского центра разработок Dell EMC Вячеслав Нестеров.
Речь идет, в частности, о программистах. С одной стороны, согласно только что опубликованному рейтингу компании HackerRank (калифорнийский провайдер услуг в области тестирования разработчиков ПО), на который ссылается ассоциация «Руссофт», Россия (и Петербург, в частности) занимает второе, после Китая, место в мире по качеству программистов.
С другой стороны, доля высококлассных специалистов в общем потоке выпускников невелика, отмечает В.Нестеров, с которым согласны как его коллеги по IT, так и представители других отраслей.
«Среди выпускников много специалистов в кавычках, которых использовать нельзя, — констатирует В.Нестеров. — Те цифры, которые мы слышим от чиновников — что столько-то айтишников получили дипломы, ни о чем не говорят. Нужно понять, сколько среди этих специалистов людей, которые реально могут работать. Есть люди, которые получили дипломы, но даже не пытаются работать по специальности — они понимают, что не соответствуют требованиям».
Кого учить?
Среди причин плохого образования представители вузов называют отсутствие обратной связи от работодателя. Вузам необходимо иметь долгосрочный (желательно на 15 — 25 лет вперед) прогноз спроса на специалистов — чтобы успеть перестроить систему образования, считают представители учебных заведений.
Однако, по мнению бизнеса, составить такой прогноз невозможно. «Ни одна компания, а тем более отрасль, не может точно сказать, сколько специалистов будет нужно через 25 лет. Обычно прогноз делается на 2-3 года вперед», — выразила общее мнение бизнеса исполнительный директор по персоналу и социальной политике Госкорпорации «Роскосмос» Алла Вучкович.
Отсутствие долгосрочных прогнозов связано со слишком быстрым изменением технологий. «Мы никогда не спрогнозируем, какие профессии появятся, какие будут востребованы через несколько лет», — утверждает вице-президент BIOCAD Александра Глазкова. Атлас профессий АСИ, как и справочник наиболее востребованных профессий, выпущенный Министерством труда, проблему не решают, считает А.Вучкович, которая, по ее словам, участвовала в составлении обоих документов. «Это все пилоты, не системные исследования. Нам не известно, какие нужны профессии в масштабах страны», — отметила А.Вучкович.
В такой ситуации вузы в принципе не способны готовить специалистов по новым компетенциям. «Университет не может физически успевать за теми веяниями времени, за теми заказами от промышленности, которые поступают очень часто», — уверен В.Нестеров.
Вывод, который следует из признания этого факта, А.Вучкович сформулировала так: «Мечта каждого работодателя, чтобы к нему приходил готовый специалист, которого не надо доучивать, не только несбыточна, но и вообще неправильна. Подготовка специалиста включает и его образование в вузе, и подготовку на предприятии, куда он пойдет работать».
Представители бизнеса утверждают, что от вузов они ждут не узкоспециального, а базового образования. «На уровне вуза мы не можем говорить о конкретной профессии — только о направлении подготовки. А профессиональное становление проходит в конкретной практике», — сформулировала принципиальную позицию университетов доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Кудрявцева.
Теоретически базовое образование должен был бы давать бакалавриат, отметил проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Евгений Крук. «Но реальный бакалавриат почти нигде не реализовался, — признал эксперт. — У нас просто укоротили обучение по специальности и получилось черт знает что».
Причины и пути решения
Обеспечить качественное базовое образование мешают существующие нормативы Минобразования, считает А.Глазкова.
По ее мнению, эти нормативы побуждают вузы «откровенно дотягивать оценки» плохим студентам, что бессмысленно («мы их все-равно не примем на работу»), да и вредно, ибо «дискредитирует диплом вуза».
Правильная модель обучения — проектная, уверен Е.Крук. Он убежден, что если студент уже в процессе обучения в вузе не участвует в конкретных проектах компаний, то квалифицированного инженера из него не получится. «Вузы должны стимулировать студентов работать с первых курсов, получать реальные навыки в бизнесе, на практике — чтобы они понимали, что от них ждут работодатели», — согласна с коллегой директор департамента организационного развития ГК «Кронштадт» Мария Игитян.
Модернизировать базовую подготовку непросто. «Это очень тяжело идет, — констатирует доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья центра им. В.А. Алмазова Татьяна Ищук. — Наши вузы в основном государственные, они мало связаны с бизнесом, а академический менталитет настолько сильный, что все новации проходят с трудом».
Директор Фонда ЦСР Северо-Запад Марина Липецкая формулирует три важнейших, по ее мнению, навыка: «Выпускник должен уметь создавать цифровую модель и ею пользоваться. Также каждый выпускник должен быть немного инженером современной экономики — уметь создать и использовать сложные устройства. И третий базовый навык — управление, связанное с IT: дата-мониторинг, дата-бизнес. То есть управленческий навык, предпринимательский навык».
Выпускник должен понимать логику бизнеса, предпринимательства и действовать на рабочем месте в соответствии с этой логикой, резюмирует М. Липецкая.