Петербург потерял первенство по роботизации среди регионов
Санкт-Петербург занял второе место среди регионов РФ по уровню роботизации, уступив Московской области. Такие данные привел на конференции «Роботизация: Новые уровни» замдиректора Фонда развития промышленности Петербурга Алексей Булынин.
«Мы скатились на позорное второе место по внедрению роботов, уступив Московской области. Хотя раньше всегда были первыми», — заявил Алексей Булынин.
По данным Росстата за 2024 год, в Петербурге было установлено 1869 роботов — на 35 роботов меньше, чем в Московской области. Еще в 2023 году город опережал Подмосковье по уровню роботизации.
Всего в России на начало 2025 года Росстат выявил 20 841 робота, установленного на промышленных предприятиях, сообщила исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова. Таким образом, уровень роботизации в России составляет 29 роботов на 10 тыс. работающих в промышленности. Для сравнения, в Южной Корее на 10 тыс. рабочих установлено около 1220 роботов, в Сингапуре — 818 роботов, в Китае — 567 роботов — IFR, Международной федерации робототехники).
По мнению директора и основателя компании Robowizard Игоря Рыженкова, Петербург был российским лидером благодаря развитию иностранных автосборочных предприятий, которые ежегодно устанавливали десятки роботов. После их ухода активность роботизации заметно сократилась. «Новых заводов, на которые только и устанавливается основная масса роботов, у нас строится мало. Старые заводы трудно роботизировать, например, Кировский завод установил только два робота. Главная проблема — нехватка земельных участков для размещения новых заводов», — утверждает эксперт.
Игорь Рыженков называет еще две причины снижения уровня роботизации. Одна связана с тем, что при роботизации производственных операций высвобождается персонал, а значит, сокращается ФОТ, и госзаказчики в оборонном секторе считают, что у предприятия сокращаются издержки и они снижают цены на закупаемую продукцию. «Инвестиции и затраты на покупку роботов в себестоимости не учитывают. Предприятиям это не нравится и они предпочитают не закупать роботов. А на гособоронзаказ в Петербурге работает порядка 80% крупных и средних предприятий, — говорит Игорь Рыженков. Другая причина, по его словам — в ситуации с СВО. «Роботы окупаются за 5-6 лет, и предприятия опасаются, что не успеют их окупить до завершения СВО, а перестроить их на гражданскую продукцию очень сложно, зачастую невозможно», — отмечает он.
Все эти специфические факторы накладываются на общеэкономические трудности, добавляет Ольга Мудрова. «Серьезная нехватка инвестиционного финансирования, серьезная нехватка оборотных средств и серьезная нехватка залогового имущества для обеспечения кредитов», — говорит она. Кроме того, по ее словам, в России очень слабо развит рынок промышленных интеграторов, которые осуществляют внедрение роботов в производственные процессы.
Государство старается помогать роботизации. Так, по словам первого заместителя председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт‑Петербурга Алексея Яковлева, в Петербурге с весны 2025 года работают два основные программы поддержки роботизирующихся предприятий. Они могут получить по программе КППИиТ до 10 млн руб. безвозмездной субсидии на компенсацию части затрат на установку робототехнических комплексов, а по линии ФРП — кредит на 5 лет в размере от 5 млн до 500 млн руб. под 3% годовых. Как сообщил Алексей Яковлев, по программе КППИиТ, которая заработала в 2025 году, городские предприятия подали заявки на общую сумму более 35 млн руб. По линии ФРП заявок на льготные кредиты подано на сумму около 800 млн руб., сообщил Алексей Булынин.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram