«Мы в тупике»: депутаты попросят ФАС проверить тарифы такси в Петербурге
В день анонсированной всероссийской забастовки водителей такси, 15 декабря, постоянная комиссия по транспорту Законодательного собрания Петербурга провела встречу с участниками отрасли. По ее итогам депутаты решили обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить тарифную политику агрегаторов и структуру взимаемых с водителей комиссий. В то же время факт проведения забастовки в Петербурге участники рынка не подтвердили — по их словам, заметных сбоев в работе такси в городе не было.
«Категорически против забастовки»
Призывы к водителям — отказаться от выполнения заказов на 24 часа, чтобы заставить агрегаторов такси изменить условия работы — размещались в социальных сетях в разных регионах России. Сколько человек в итоге не вышли на маршруты, неизвестно, однако информация о забастовке стала поводом для встречи депутатов с участниками отрасли.
По словам депутата Законодательного собрания и председателя комиссии Алексея Цивилева, представители агрегатора были приглашены на заседание, однако отказались от участия из-за присутствия журналистов. При этом признаков забастовки в городе, по его наблюдениям, не было. Сейчас в Петербурге зарегистрировано почти 70 тыс. автомобилей такси, более 5,4 тыс. перевозчиков и 16 агрегаторов. Еженедельно услугами такси пользуются свыше 4,5 млн петербуржцев.
«До Петербурга забастовка особо не дошла, но это, наверное, местные особенности, поэтому мы позвали на рабочую группу всех участников, обсудить все проблемы отрасли <…> Мы сейчас находимся в тупике, потому что люди, которые пользуются такси, считают, что цены завышены, а таксисты считают, что они недополучают. И таксопарки недовольны тем, что они платят больше налогов, чем самозанятые, так как они оформлены через ИП или через ООО. Нам нужно зайти золотую середину, но она пока не вырисовывается», — сказал Цивилев.
Все представленные участники отрасли — таксопарки и представители некоторых агрегаторов — заявили, что не поддерживают проведение забастовки, так как полагают, что подобные вопросы должны решаться путем переговоров.
«Мы пытались понять, кто является организатором забастовки, но так и не нашли концов. Вполне возможно, что в наше непростое время это какие-то попытки спровоцировать население. Мы категорически против забастовки и очень рады, что в ней участвует малое количество водителей», — сообщил представитель «Общественного Совета по развитию такси в РФ» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и директор по развитию ГК «Петербургское такси 068» (компания владеет автопарком на 500 машин и является агрегатором) Андрей Белов. Время подачи машин и цены на такси в Петербурге, согласно его данным, в день забастовки не изменились.
Белов также добавил, что порядка 20 директоров таксомоторных компаний заявили, что не участвуют в акции. Эксперт полагает, что в ней участвуют в основном самозанятые. Руководитель компании «Главный парк» Аркадий Лодягин (порядка 100 машин) и директор таксопарка «ПТС Альтернатива» (около 20-30 машин) Юлия Виноградская также заявили, что не поддерживают забастовку, как и сотрудничающие с ними водители.
Высокие комиссии и дорогие услуги
При этом участники дискуссии согласились с озвученными в социальных сетях проблемами. Ключевой претензией водителей стали высокие комиссии агрегаторов.
Согласно данным Юлии Виноградской, комиссия агрегаторов в Петербурге составляет до 47% от стоимости поездки, из которых базовая (обязательная) комиссия агрегатора — 24%, остальное — проценты за подключение дополнительных услуг: 9% — за режим «По делам» (агрегатор предлагает водителю наиболее оптимальные для его текущего местоположения заказы), от 1 до 9% — за режим «Мой район» (возможность работать в определенном районе), еще 4% — за возможность видеть конечную точку поступающего заказа.
«Учитывая, что помимо комиссии водитель также оплачивает базовые расходы — топливо, содержание автомобиля или оплату аренды, налоги — получается приличная сумма», — рассказала эксперт. Вторая проблема связана с объемом информации о заказе: без подключения платных опций водитель видит только точку отправления, но не конечный адрес поездки.
Третьей проблемой стало снижение доходов водителей. Согласно данным экспертов, минимальная стоимость поездки без повышающих коэффициентов в Петербурге составляет 137 руб., включая ожидание, километраж и время в пути.
«Водитель, приезжая на точку А, вынужден отказываться от поездки. Это приводит к тому, что клиенты вынуждены перезаказывать, терять время в ожидании. У водителей снижается количество поступающих заказов, что отражается на их доходе», — рассказала Виноградская.
Кроме того, председатель петербургского отделения профсоюза работников платформенной экономики «Новый труд» Сергей Борзенко добавил, что на отрасль также окажет негативное влияние закон о локализации такси, который вступит в силу с 1 марта 2026 года. По его мнению, самозанятым таксистам, которых сейчас в отрасли более 70%, экономически невыгодно покупать автомобиль за 2-2,5 млн руб., подходящий требованиям закона. Эксперт уверен, что действие закона повлечет негативные последствия.
«Это приведет к появлению «серого» рынка, возвращению на улицу бомбил, от которых мы уже отвыкли», — сказал Борзенко. Он призвал исключить самозанятых из сферы действия закона.
ФАС должна проверить
Депутаты заявили, что попросят ФАС проверить масштаб и структуру комиссий «Яндекса» на предмет злоупотребления доминирующим положением на рынке цифровых платформ такси.
«ФАС должна проверить прозрачность тарифной политики агрегатора, а также возможность установления разумных пределов комиссий для отрасли», — отметил Цивилев в заключение. В разговоре с журналистами он добавил, что таксопарки боятся высказаться в поддержку забастовки, несмотря на то, что считают объективными поднятые вопросы.
«Замалчивание» раскритиковала и депутат Наталия Астахова.
«Мы можем, конечно, бесконечно говорить, что мы против и не участвуем. Но раз это прошло по всем телевизионным каналам и социальным сетям, значит, все-таки это имеет место быть. Насколько я понимаю, водители действительно платят очень высокие проценты — больше 24%, которые накручиваются за счет дополнительных платежей, что вообще, мне кажется, очень странно», — отметила она.