Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

«Они передвинут пробки»: какие транспортные проекты изменят Петербург

В октябре губернатор Петербурга Александр Беглов внес в Законодательное собрание (ЗакС) бюджет города на 2025 год и последующие два года, в котором изменились приоритеты: иерархию расходов возглавил транспорт. И в процессе рассмотрения бюджета, и в последующие дни петербургские чиновники анонсировали целый ряд многомиллиардных проектов транспортного строительства. Большинство из них включены в госпрограмму «Развитие транспортной системы». РБК Петербург опросил независимых экспертов и подготовил цикл мнений о том, как заявленные магистрали, путепроводы, линии электротранспорта отразятся на скорости и удобстве передвижений в городе.

Эксперты по-разному оценивают планы Смольного. В этой подборке мнений они, в частности, объясняют, почему одни развязки «сработают», а другие — нет, и указывают на системный недостаток программы.

Главный инженер проектов ООО «ЛабГрад» Илья Резников:

«Они передвинут пробки»: какие транспортные проекты изменят Петербург

«В 2025 году должно дать заметный эффект открытие станции метро «Горный институт». Также для жителей Юго-Запада значительно улучшит транспортную доступность открытие в 2025 году станции «Казаковская» — если оно, конечно, произойдет, а для жителей Шушар — запуск линии скоростного трамвая от метро «Купчино». Сейчас там по-прежнему только один выезд из района.

«Для жителей Юго-Запада значительно улучшит ситуацию открытие станции «Казаковская», а для жителей Шушар — запуск линии скоростного трамвая от метро «Купчино».

Что касается крупных дорожных проектов, то, например, Витебская развязка может дать как положительный, так и отрицательный эффект. Она позволит еще большему количеству автомобилей выезжать на Витебский проспект, что, вероятно, увеличит там пробки. Больший эффект даст полноценный запуск развязки на пересечении Петрозаводского и Вознесенского шоссе в Колпинском районе — важно, что она также позволяет пересекать железную дорогу. Но более серьезный эффект в том районе дало бы расширение всего Петрозаводского шоссе в сторону Рыбацкого. К нему пока не приступали.

Если говорить об эффектах КАД-2, то, во-первых, ее только начинают проектировать. Во-вторых, влияние второй кольцевой будет не так сильно заметно в Петербурге — эта трасса пройдёт довольно далеко от города. Она, безусловно, важна для Ленобласти и для облегчения транзита через Петербургскую агломерацию. Но я сомневаюсь, что она заметно разгрузит, о чем говорят чиновники, нынешнюю КАД: основную нагрузку на нее дает внутригородской и пригородный автотранспорт. Петербургская КАД из внешней объездной дороги уже превратилась в городскую, доля транзита там невелика. При выводе транзита на вторую кольцевую трассу освободившееся место тут же займет тот городской автомобильный трафик, который сейчас избегает КАД — из справедливого опасения пробок.

Доделать важные развязки

Важным я считаю намерение города проектировать вторую очередь развязки на Поклонной горе. Семь лет назад построили четырехполосный Поклонногорский путепровод, который переходит в двухполосную Поклонногорскую улицу и упирается в сильно загруженный проспект Энгельса. В итоге стоящий несколько миллиардов рублей путепровод фактически не работает.

Похожая ситуация — с развязкой на пересечении Обводного канала и проспекта Обуховской обороны. Транспорт свободно едет по широкой южной набережной Обводного канала, а после развязки упирается в пробку перед мостом Александра Невского. К тому же, развязка не достроена, и с проспекта Обуховской Обороны попасть на мост можно только в объезд, через площадь Александра Невского. И в обратную сторону — широкая северная набережная от проспекта Обуховской обороны сужается после американских мостов, так что, опять же, весь транспорт упирается в пробку. Нарушено элементарное правило — пропускная способность дороги должна быть везде одинаковой. Таких мест в городе достаточно много — это дефекты транспортного планирования и реализации проектов.

Поэтому я приветствую намерение соединить Союзный проспект с проспектом Энергетиков. Это создаст необходимую связь Невского района с Красногвардейским, которая, к тому же, станет частью городской широтной магистрали от проспекта Стачек в Красногвардейский район (от Стачек по Благодатной улице, далее — улице Салова через Большой Смоленский мост на улицу Коллонтай и дальше — в Красногвардейский район). Такая внутригородская дуговая магистраль была запланирована десятилетия назад, но так до сих пор не создана. В то же время, она гораздо важнее, на мой взгляд, чем ШМСД. Правда, непонятно, когда начнется реальное строительство нереализованных участков этой дуговой магистрали. Важно, чтобы к открытию Большого Смоленского моста были готовы хотя бы связки Союзного проспекта с Энергетиков, а также — Большого Смоленского проспекта с улицей Салова. Иначе должного эффекта от нового моста не будет, а наоборот — транспортные потоки с правого берега Невы упрутся в узкие улицы левобережной части Невского района.

Внутригородская дуговая магистраль была запланирована десятилетия назад, но так до сих пор и не создана.

Деньги на метро есть?

Проблемы развития общественного транспорта решаются, по моему мнению, недостаточно эффективно. В первую очередь это относится к метро — главному средству передвижения людей по городу. Судя по тому, что с его строительства в этом году сняли 5,5 млрд рублей, которые метростроевцы не могут освоить, главная проблема — в управлении процессом. Строительство метро — сложная системная работа. Смольный только сейчас выделяет 7 млрд рублей на изготовление проходческих щитов и другое оборудование для строительства метро, но это надо было сделать еще несколько лет назад. Также явно запаздывает проектирование и другие подготовительные работы.

Помимо метро, приоритетом должно быть развитие трамвайной сети. Этим тоже занимаются недостаточно, хотя в Генплане обозначено довольно много трамвайных коридоров. За последние годы построили только одну линию — по Гранитной улице».

Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин:

«Они передвинут пробки»: какие транспортные проекты изменят Петербург

«Приоритеты программы «Развитие транспортной системы Петербурга» выстроены так, что задачи развития инфраструктуры общественного транспорта отодвинуты на второй план, а на первом оказывается развитие автодорожной инфраструктуры, в частности, дорогостоящие автомобильные развязки.

Построить развязку в городе — это самый дорогой способ перенести пробку на 1 км в сторону.

Но, как известно, построить развязку в городе — это всего лишь самый дорогой способ перенести пробку на 1 км в сторону. Именно это произойдет в 2025 году, когда будет достроена Московско-Дунайская развязка. Пробка на пересечении Дунайского и Космонавтов уже вполне сформировалась. Стремление справиться с пробками путем расширения дорог — это как борьба с растущим брюхом методом прокалывания новых дырок на ремне. Специалистам давно известно, что пробки можно победить только одним способом — путем ограничения автомобильного движения с одновременным, а лучше даже — предварительным расширением сервиса общественного транспорта.

Пробки можно победить только одним способом — путем ограничения автомобильного движения с одновременным, а лучше — предварительным расширением сервиса общественного транспорта.

Районы, где «взывают» о метро

Метро строят слишком медленно, и приоритеты в развитии метрополитена выстроены, по моему мнению, неудачно. Сейчас пытаются продлевать метро сегментами на окраины, а нужно, в первую очередь, строить шестую линию в центр города, чтобы облегчить работу перегруженных узлов и сегментов существующей системы. Также крайне необходимо метро в Кудрово — об этом говорят много лет, но заметного продвижения не видно. «Взывают» о метро и Полюстрово, и Ручьи, но воз и ныне там.

Нужно, в первую очередь, строить шестую линию в центр города, чтобы облегчить работу перегруженных узлов существующей системы метро.

Вместо этого активно обсуждается федеральное софинансирование продления первой линии в Пулково и Экспоцентр, эдакого петербургского аналога московской «Коммунарки». Но здесь и загруженность, даже в перспективе, соответствует скорее трамваю или BRT (скоростной многосекционный автобусный транспорт — ред.), и трасса получит совершенно нехарактерную для метрополитенов кривую и непривлекательную конфигурацию. К тому же, при этом гарантирована дополнительная нагрузка на перегруженный перегон «Проспект Ветеранов — Ленинский проспект».

Почему важна электричка?

Городская электричка — вариант для Петербурга, безусловно, очень подходящий. Он может развиваться как раз за счёт уже существующей инфраструктуры, полос отчуждения и потенциально быстрого, относительно недорогого (точно дешевле, чем метро), «апгрейда». Что касается вывода грузового движения, которое действительно мешает запуску городской электрички, то это тоже вопрос приоритетов и политической воли. Если бы процессом «управляли» вопросы перевозки людей, а не интересы коммерческих структур (напомню, что РЖД — коммерческое предприятие), то город мог бы найти деньги на вывод грузового движения. Подчеркну, именно город, а не РЖД, которому как раз городская электричка не нужна.

Городская электричка — вариант для Петербурга очень подходящий. Он может развиваться за счёт уже существующей инфраструктуры, полос отчуждения и быстрого недорогого «апгрейда».

Электрички имеет смысл вообще развивать активнее, они тоже гораздо выгоднее для общества, чем автодороги и развязки, потому что перевозят много пассажиров. В качестве магистральных перевозчиков электрички могут решить серьезные транспортные проблемы в пригородах, например, на юге города, где Пулковское шоссе утром и вечером ежедневно «умирает» на глазах, вследствие интенсивного прибавления жилья. У нас всё больше транспортных проблем в пригородах, где жилищное строительство по темпам и объемам значительно опережает развитие инфраструктуры и маршрутной сети общественного транспорта».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовил: Владимир Грязневич

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 04:13
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 04:13
Келлог заявил, что США не будут отправлять военных на Украину Политика, 04:40
Келлог назвал два вопроса, которые нужно решить для подвижек по Украине Политика, 04:21
Как россияне в два раза сократили суммы валюты на вкладах. Инфографика Финансы, 03:59
На прямую линию с Путиным поступило более 255 тыс. обращений Общество, 03:57
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Макрон рассказал о разговоре с Зеленским Политика, 03:35
Число ограничивших полеты российских аэропортов возросло до пяти Политика, 03:22
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Не менее 23 человек погибли при пожаре в ночном клубе на курорте в Индии Политика, 03:11
Сикорский предложил Маску лететь на Марс после призыва упразднить ЕС Политика, 03:01
Ученые выяснили, что чат-боты могут изменять предпочтения избирателей Технологии и медиа, 02:47
В Пентагоне заявили о планах по обновлению ядерной триады США Политика, 02:12
Во втором за ночь аэропорту ограничили полеты Политика, 01:59
Туск заявил об «общих врагах» США и Европы Политика, 01:40
Землетрясение магнитудой 7,0 зафиксировали на Аляске Общество, 01:14