Финляндия открыта: как получить визу и сколько стоит поездка
Правительство РФ сняло «антиковидные» ограничения на сухопутных границах, которые действовали с марта 2020 года в связи с пандемией коронавируса. Решение было принято правительством РФ ещё 4 июля, однако документ вступил в действие только сегодня около 11 часов. Поэтому, как писал РБК Петербург, некоторые петербуржцы, прибывшие на границу с Финляндией ранним утром, до самого обеда не могли пересечь КПП.
Впускает ли Финляндия россиян?
Официально Финляндия сняла ограничения на въезд в страну ещё 1 июля. Тогда же страна начала выдачу туристических виз россиянам. Ни теста на коронавирус, ни сертификатов о вакцинации финские пограничники не требуют.
Почему после этого российские туристы не могли попасть в страну?
Выехать из страны по туристической визе в ближайшую страну по-прежнему было невозможно из-за постановления правительства РФ от марта 2020 года — документ ограничивал россиянам пересечение сухопутных государственных границ без уважительных причин. В пятницу, 15 июля, эти ограничения были отменены.
Сейчас уже можно выехать в Суоми?
Да. К обеду 15 июля появились сообщения туристов, которые пересекли границу по туристической визе.
Есть ли спрос на финские визы?
Новость о возможном открытии границ привела к ажиотажу в визовых центрах. По словам советника по культурным вопросам посольства Финляндии в Москве Юсси Палмена, «на данный момент во всех дипмиссиях и визовых центрах заявлений было подано больше, чем за весь прошлый год вместе взятый». По данным посольства, с начала года россияне подали около 60 тысяч заявлений на финские визы, большинство из них — 83% — от жителей Санкт-Петербурга. Только в июне за визами обратились 9770 петербуржцев. Документы сейчас принимаются по предварительной записи, незначительное количество свободных слотов сейчас предлагается на август.
«Отсутствие виз — первый фактор, который сдерживает взрывной рост поездок», — отмечает руководитель отдела по выездному туризму Российского союза туриндустрии на Северо-Западе и глава туроператора «Арт-Тревел» Мария Ушакова. — Визовый вопрос не способствует массовому спросу. Дипмиссия Финляндии явно не справляется с тем количеством желающих, которые хотели бы подать на визы».
Что нужно для получения визы?
Жителям СЗФО необходимо предоставить справку о доходах с работы, справку о движении денежных средств из банка, а также внутренний и заграничный паспорта. По словам Юсси Палмена, количество отказов в визах «остаётся низким».
Можно ли добраться до Финляндии на автобусе?
Да. Официальные перевозчики отмечают рост спроса на международные автобусные перевозки в Финляндию и Эстонию. Руководитель отдела продаж и маркетинга АО «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group) Наталья Арефьева сообщила РБК Петербург о росте продаж билетов на российских линиях в первой половине июля на 40% по сравнению с первыми двумя неделями июня. Спрос на рейс из Петербурга в Хельсинки вырос на 50%, в Таллин (Эстония) — на 35%.
В компании Kairos-Buss, специализирующейся на организации трансфера и однодневных поездок в Финляндию на микроавтобусах, также сообщили РБК Петербург о росте запросов. «Люди спрашивают, можно ли ехать, выпустят ли, когда можно будет поехать. Интерес очень большой. У нас и по другим перевозчикам мест на выходные нет, заказы расписаны до середины августа», — рассказал руководитель компании Александр Попсуйко. По его словам, сейчас в основном заказывают индивидуальный трансфер из Петербурга в аэропорты Хельсинки или Лаппеенранты. Мария Ушакова из РСТ подтверждает — в большей степени среди петербуржцев сегодня востребован не столько отдых в соседних странах, сколько возможность воспользоваться авиасообщением из аэропортов Финляндии и стран Балтии. Хотя массовым движением пока это назвать трудно.
Сколько будет стоить поездка?
Стоимость билетов из Петербурга в Таллин начинается от 3 тыс. рублей, в Хельсинки — от 4,7 тыс. рублей, рейс в Ригу через Таллин обойдётся не менее, чем в 3,7 тыс. рублей. «Минимальный тариф сейчас выше уровня 2019 года, — отметила Наталья Арефьева. — Одной из причин роста средней цены является то, что пока мы не вернулись к практике продажи билетов по акционной стоимости».
По оценке Александра Попсуйко, стоимость индивидуальных или коллективных перевозок на микроавтобусах выросла в два раза по сравнению с 2019 годом. Так, до Лаппеенранты можно доехать на 20-местном автобусе за 2 тыс. — 2,5 тыс. рублей. Индивидуальный трансфер в 8-местном автобусе обойдётся в 27-32 тыс. рублей, а рейс до Хельсинки будет стоить около 45 тыс. рублей. В большей степени на цену, помимо инфляционных затрат, повлияло резкое повышение стоимости технического обслуживания автомобилей и запчастей в феврале 2022 года. По словам предпринимателя, затраты перевозчиков выросли в три раза.
Как расплачиваться?
Мария Ушакова отмечает ещё один сдерживающий фактор для путешествий россиян за границей — это проблемы с оплатой проезда. Российские банковские карты не принимают за рубежом. Единственный вариант — ехать с наличными. По новым правилам, россиянам за границу можно брать с собой валюту в сумме не более 10 тыс. долл. (по официальному курсу ЦБ РФ на день вывоза).
При поездке в Европу через туроператора проблема может быть решена: «Туроператоры имеют валютные счета. В Петербурге туристы могут заказать все услуги в Финляндии и расплатиться здесь в рублях. Далее компания уже по безналу переводит деньги поставщикам. В Петербурге 41 компания имеет право заниматься выездным туризмом, внесена в реестр и имеет финансовое обеспечение, входит в Ассоциацию «Турпомощь», — пояснила Мария Ушакова.
Как еще можно добраться до Финляндии?
После отмены финской государственной железнодорожной компанией VR Group пассажирского сообщения с Россией (поезд «Аллегро») и обоюдного закрытия неба (попасть в Финляндию по воздуху можно только с пересадкой, например, в Турции) сухопутная граница стала самой короткой дорогой в ближайшую Европу.
Чего ждёт финский бизнес от российских туристов?
Приграничный финский ретейл готовится к визитам туристов. Так, магазин Laplandia Market в городе Лаппеенранта в ожидании россиян завозит дополнительный товар, передаёт издание Yle. Этот торговый центр до пандемии был ориентирован на покупателей из России. «Во время коронавируса наши продажи составляли около 20% от того, что было до пандемии», — рассказал владелец магазина Мохамад Дарвич. Впрочем, по мнению главы центра исследований и анализов ТАК Паси Нуркки, ждать восстановления торговли до прежнего уровня не стоит — общее снижение уровня жизни и доходов россиян не позволит им, как раньше, часто ездить в Финляндию за покупками. Он предполагает возвращение в обиход перекупщиков.
Будут ли ездить финны в Россию?
По данным СМИ, сейчас в Суоми наблюдается рост интереса к получению российской визы. «Одна группа — это проживающие в Финляндии люди российского происхождения, у которых при этом нет российского паспорта. Например, у них может оставаться недвижимость в России, но нет достаточно близких родственников, чтобы получить основание для въезда в страну. Теперь впервые с 2020 года они смогут проверить свою собственность, — рассказала глава туристического агентства Saimaan Liikenne в Лаппеенранте Ингрид Васина.
Кроме того, финны, в особенности жители приграничных территорий, собираются в так называемые «заправочные поездки» в Россию. Топливо в Финляндии сейчас стоит примерно втрое дороже, чем в России. «Российский бензин позволяет сильно сократить расходы, — делится жительница Иматры Мирва Суханов. — У нас в семье две машины. На сэкономленные деньги можно куда-то съездить отдохнуть». А жительница Коуволы Ханна Лаурила собирается на шопинг и в салоны красоты Выборга. Впрочем, обсуждение таких поездок в социальных сетях, как правило, сопровождается негодованием со стороны финнов, считающих неэтичным тратить деньги в России на фоне спецоперации на Украине, которую проводят российские власти.
Генеральный директор туристической компании Lähialuematut Петер Холст считает, что «туризм по обе стороны границы важен для поддержания мира». «Это снижает подозрительность между людьми», — отметил он в интервью Yle.
Повтор публикации от 15.07.2022