Лента новостей
Петр Мамонов доставлен в реанимацию с инфарктом Общество, 14:49 ЦУП допустил перестыковку другого корабля для стыковки «Союза» с МКС Технологии и медиа, 14:43 Туск решил позвать на саммит G7 Украину вместо России Политика, 14:40 Футболист «Баварии» перешел в «Лилль» за рекордную сумму Спорт, 14:34 Кремль сообщил о недовольстве Путина ситуацией в угольной отрасти Политика, 14:21 Разработчик сообщил о состоянии робота Федора после неудачной стыковки Технологии и медиа, 14:07 Финалистка «Ролан Гаррос» снялась с US Open из-за травмы Спорт, 14:01 Путин поручил ФСБ помочь с экспортом угля Экономика, 13:36 Заместителя главы Тамбова насмерть сбила машина под Рязанью Общество, 13:24 Квят объяснил решение Red Bull перевести его конкурента в старшую команду Спорт, 13:17 Пять человек погибли при столкновении легковушки и бетономешалки в Калуге Общество, 13:14 Иран сообщил об испытании своей новой ракеты Политика, 13:12 Роспотребнадзор перечислил необходимые для школьников прививки Общество, 12:41 СМИ анонсировали переход футболиста «Ювентуса» в «Барселону» за €60 млн Спорт, 12:37
С.-Петербург ,  
0 
Крупнейшие театры Петербурга начали настоящую войну за билеты
Фото: Петр Ковалев/Интерпресс

Петербургские театры через суд массово добиваются запрета на использование своих товарных знаков сайтами-двойниками. Однако решить проблему это не помогает: сайты продолжают работу и в поисковой выдаче порой находятся выше официальных сайтов.

Для театров это опасно не только репутационными, но и финансовыми потерями — зрители платят перекупщикам втридорога, чтобы попасть в известные театры. Решить проблему должно принятие закона, запрещающего перепродажу билетов.

Неполная победа

По данным Арбитражного суда Москвы, ранее иски о нарушении прав на товарный знак подали Мариинский и Михайловские театры. Позже к ним присоединился Академический театр комедии имени Н. П. Акимова. Все иски поданы к ООО «Си Эн Эф.ру», которой принадлежат сайты-двойники перечисленных театров. Через них идет реализация билетов в указанные театры со значительной наценкой.

Хотя ООО «Си Эн Эф.ру» сейчас проходит ликвидацию, ее работу теперь продолжает ООО «МТК Международная торговая компания». По данным СПАРК, на этом юрлице зарегистрировано 24 домена, ранее принадлежавших «Си Эн Эф.ру». Указанные площадки дублируют как известные московские театры (в частности, Мастерская Петра Фоменко, Большой театр), так и петербургские концертные площадки (например, Петербургский СКК).

Михайловский театр просил взыскать с нарушителя 5 млн руб. компенсации за нарушение прав на товарный знак, Мариинский театр — 300 тыс. руб., а Академический театр комедии имени Н. П. Акимова — 5 млн руб. Суд по всем искам признал факт нарушения прав на товарный знак. Причем суд полностью удовлетворил требования театра комедии им. Н.П. Акимова.

В пресс-службе театра комедии сообщили, что удовлетворены решением суда: «Решение суда вступает в силу с 25 июля. У владельцев сайта-двойника будет неделя, чтобы обжаловать решение суда». Там пояснили, что оценили сумму компенсации исходя из суммы возможной прибыли сайта-двойника. Так, по данным культурного учреждения, средняя доля интернет-продаж от общего числа мест в зале составляет 35%, а средняя наценка ООО «Си Эн Эф.ру» на билеты средней стоимостью 880 руб. достигает 30%. Таким образом, с мая по декабрь 2018 года ответчик мог заработать более 9 млн руб. По закону 5 млн руб — это максимальная сумма компенсации, на которую может претендовать истец.

В театре комедии им. Н.П. Акимова считают, что ущерб наносится зрителям: «Сайты-двойники продают билеты театра в несколько раз дороже, тем самым обманывая зрителей». «Помимо того, что нам все же удалось выиграть суд, мы регулярно предупреждаем наших зрителей и просим их быть внимательными при покупке билетов на сайте, просим всегда обращать внимание на адресную строку браузера», — подчеркивают в пресс-службе учреждения.

«Культурные» дублеры

Однако, как выяснил корреспондент РБК Петербург, судебные решения вряд ли избавят театр от «теневого» конкурента. Например, несмотря на то, что решение суда на использование товарных знаков Мариинского и Михайловского театров было вынесено в марте и в мае 2019 года, в поисковике по-прежнему есть их сайты-дублеры. Более того, в выдаче некоторые находятся выше официального ресурса театра.

Наличие сайтов-двойников в выдаче поисковика в театре комедии им. Н.П. Акимова объясняют тем, что фейковые сайты платят за рекламу в «Яндекс» и Google, именно поэтому они в поисковиках выше официального сайта.

Юрисконсульт Claims Виктор Горский-Мочалов говорит, что регистрация доменов, копирующих название чужих брендов, — явление распространенное и часто происходит с целью последующей продажи домена правообладателю (киберсквоттинг). По его словам, для доказывания факта нарушения прав достаточно подтвердить использование нарушающего обозначения и доказать, что оно тождественно или сходно с товарным знаком правообладателя до степени смешения. «Даже если зарегистрированного товарного знака нет, можно обратиться в ФАС с заявлением о нарушении федерального закона «О защите конкуренции». Минус этого способа в том, что взыскать компенсацию с нарушителя не удастся», — отмечает Виктор Горский-Мочалов.

Доказать можно, закрыть сложно

Однако даже решение суда в пользу истца не означает, что сайт сразу будет закрыт. «Во-первых, решение вступит в силу только через месяц после вынесения, и то лишь в том случае, если не будет подана апелляционная жалоба. Во-вторых, не факт, что ответчик добровольно исполнит решение суда, а на принудительное прекращение требуется время», — говорит Виктор Горский-Мочалов. Он добавляет, что порядок выдачи результатов на странице поисковика зависит от алгоритмов самого поисковика, которые, увы, не учитывают решения арбитражных судов, также как и поисковик не обязан маркировать сайты-двойники.

Директор по юридическим вопросам Михайловского театра Юлия Илясова отмечает, что решение проблемы сайтов-двойников представляет собой продолжительный и многоступенчатый процесс: «Нужно выиграть в суде, дождаться вступления решения суда в законную силу, получить на руки судебный акт, и только после этого мы получаем приоритетное право покупки доменного имени, а далее возможность организовать переадресацию на официальный сайт театра — это один из возможных вариантов решения проблемы». При этом она отмечает: «Но, решив проблему с одним сайтом-двойником, мы не решим ее в принципе. Замена еще какой-нибудь буквы — и все надо начинать сначала, и не всегда ответчика удается сразу распознать, особенно если у сайта расширение «.com». Нужны кардинальные изменения в законодательстве, чтобы этот вид нарушений получил иные квалификацию и нормы ответственности».

Изменить ситуацию с хаотичными продажами билетов может внесение поправок в «Основы законодательства РФ о культуре», считают некоторые игроки рынка. Помимо того, что билеты станут именными и попасть в театр можно будет только по паспорту, продажей билетов смогут заниматься только сами культурные учреждения и уполномоченные ими юрлица. Стоимость их услуг, согласно поправкам, не должна превышать 10% от стоимости билетов. Закон был одобрен советов Федерации 10 июля 2019 года и сейчас дожидается подписи президента.