КС признал незаконной практику продажи вещдоков
Конституционный суд РФ признал неконституционной существующую в стране практику продажи вещественных доказательств без какой-либо компенсации собственникам. Поводом для рассмотрения законности соответствующего пункта Уголовно-процессуального кодекса РФ послужило обращение Владимира Костылева, которому государство не возместило нанесенный после реализации его имущества ущерб.
Согласно подпункту "в" п.1 ч.2 ст.82 УПК России, вещдоки, которые в силу громоздкости или по иным причинам не могут храниться при уголовном деле, передаются для реализации, а вырученные в результате средства зачисляются на счет органа, принявшего решение об изъятии вещественных доказательств.
При этом согласно Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Кроме того, основной закон гласит, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В.Костылев, который оспорил в КС касающиеся реализации вещдоков положения Уголовно-процессуального кодекса, с 2004г. являлся собственником и добросовестным приобретателем вертолета BELL 407. Вертолет прошел полное таможенное оформление и был выпущен в свободное обращение, все сделки по купле-продаже техники были заключены на территории России.
Однако Московско-Смоленская транспортная прокуратура 20 сентября 2005г. возбудила уголовное дело по факту контрабандного ввоза на территорию России вертолетов этой марки, и 3 ноября того же года летное средство, принадлежащее В.Костылеву, было признано вещественным доказательством по этому делу.
Спустя несколько месяцев, 16 мая 2006г., следователь транспортной прокуратуры вынес постановление о передаче вертолета В.Костылева на реализацию в Российский фонд федерального имущества, который продал его 9 июня 2006г. При этом никакой компенсации за свое имущество В.Костылев от государства так и не получил.
Напомним, что КС в мае этого года переехал в Санкт-Петербург, и нынешний вердикт – уже не первое скандальное решение судебного органа, вынесенное на берегах Невы. Ранее суд признал противоречащей Конституции одну из норм Уголовного кодекса России, касающуюся контрабанды валюты.