Пустые полки: готовы ли торговые сети Петербурга к росту спроса
Минувшие выходные петербуржцы использовали, чтобы пополнить продовольственные запасы. Из-за опасений, связанных с распространением коронавируса, спрос на некоторые товары и продукты длительного хранения превзошел предложение — полки некоторых гипермаркетов и супермаркетов 14-15 марта опустели.
По наблюдениям корреспондента РБК Петербург (а также по словам читателей), пустые полки были в отделах бакалеи, где продавались рис, макаронные изделия и гречневая крупа (ядрица). В некоторых магазинах петербуржцы активно скупали туалетную бумагу. Опрошенные торговые сети подтвердили, что столкнулись с повышенным спросом на часть продуктов, однако заверили, что опасаться дефицита не стоит.
Выкладка задерживается
«Мы наблюдаем рост спроса на крупы, макароны, консервы и другие товары с длительным сроком хранения», — сообщили в пресс-службе «АШАН Ритейл Россия». По данным компании, магазины с нагрузкой справляются за счет увеличения заказов. Дефицита продуктов нет.
В магазинах METRO заметили рост спроса на крупы, консервы и макаронные изделия, а также средства гигиены и моющие средства. «Из-за заметного увеличения спроса товары этих групп действительно могут выкладываться на полки в торговых залах с некоторыми задержками. Это связано, в том числе, и с увеличившимся потоком покупателей на выходных», — объяснили в пресс-службе торговой сети.
В компании «Лента» наличие взрывного спроса отрицают и утверждают, что увеличение спроса на товары с длительным сроком хранения, моющие средства, средства гигиены находится в пределах нормы.
Видели спрос и повыше
В iGooods (доставляет продукты из «Ленты», METRO, Prisma, «ВкусВилл» и др.) за прошедшую неделю и в выходные рост числа доставок составил порядка 30%, особенно хорошо брали крупы (гречку и рис), макароны, консервы (мясо, кукурузу, горошек), сахар, туалетную бумагу. «Покупатели просили выбирать продукты со сроком годности от 6 месяцев. Некоторые товары (туалетную бумагу, консервы) раскупали быстрее, чем их успевали снова ставить на полки», — рассказали в компании. iGooods увеличил количество закупщиков и курьеров, но спрос все равно оказался выше предполагаемого.
Представитель X5 Retail Group (управляет сетями «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка») подтвердил, что повышенный спрос есть на отдельные товары. «По этой причине мы налаживаем дополнительные поставки в магазины с наших распределительных центров во всех регионах: увеличиваем объем партий этих товаров в магазины и частоту пополнения полок — это требует дополнительных усилий от сотрудников и может занимать больше времени». Он подчеркивает, что производители поставляют товар вовремя — и на складах Х5 достаточный запас, чтобы удовлетворить все потребности в продуктах. «Если на полке в магазине недостаточно товара, то завтра ее пополнят новой поставкой со склада», — добавил он.
В пресс-службе METRO тоже отметили, что компания обладает необходимыми складскими запасами по всем группам товаров, размещает и принимает заказы поставщиков, покрывающие увеличившийся спрос. Распредцентры, склады и логистика готовы к удовлетворению и более высокого спроса, как, например, в новогодний сезон, напоминают в METRO. Сейчас компания работает над ускорением размещения товаров в торговых залах в том числе путём наращивания оптовой палетной выкладки.
Причина и последствия
«Причина ажиотажа в том, что в условиях эпидемии люди пытаются найти стабильность. Некоторые видят ее в том, чтобы быть уверенными, что им будет чем питаться», — говорит управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис. «Тема коронавируса нагнетается в СМИ, к тому же многие увидели фотографии пустых полок в Италии, других странах ЕС и даже в США (и это действительно так). У нас в стране уже пустые полки магазинов были, люди хорошо это помнят, всё это в совокупности привело к тому, что они побежали в магазины», — объясняет причину возникновения повышенного спроса предприниматель и независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин.
Он убежден, что сложившаяся ситуация естественна — в первые три месяца после нового года всегда происходит спад продаж, кроме того, в этот период все сети проводят инвентаризации, которые проще проводить в более пустых магазинах, поэтому логично, что в случае форс-мажора в виде эпидемии в течение нескольких дней товара на полках было меньше.
«Сейчас заказы по проблемным позициям увеличены кратно, они уже едут в распредцентры сетей — и приёмка идёт во внеочередном порядке, дефицита никакого не должно быть», — говорит Михаил Лачугин.
По его мнению, сложившаяся ситуация опасна тем, что позже продажи обязательно встанут, но пострадают производители вовсе не тушёнки и круп, а качественных продуктов с ограниченными сроками годности, которые, как правило, дороже. «Поскольку многие граждане истратят сейчас свои бюджеты на какое-то время вперед, затем они будут экономить, покупая только самое необходимое. Общее и без того плачевное качество продуктов питания в России может стать ещё хуже», — ожидает Михаил Лачугин.