Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0
Эксклюзив

Российские грузоперевозчики нашли лекарство от «Платона»

Фото: Петр Ковалев/Интерпресс
Фото: Петр Ковалев/Интерпресс

​Российский рынок грузоперевозок показал рост по итогам прошлого года — несмотря на общеэкономические трудности в стране и давление со стороны государства. Согласно предварительным данным Росстата по итогам января-ноября 2017 года, грузооборот (в тонно-километрах) транспорта России вырос на 5,9% к аналогичному периоду 2016 года, совокупный объем перевозки грузов всеми видами транспорта увеличился на 8,1%, а автомобильным транспортом — на 10,3%. Правда, автомобильный грузооборот вырос всего на 1,6%, что говорит о сокращении расстояния перевозок — на рынке стали доминировать перевозки «с коротким плечом», говорят эксперты.

Рост показателей происходит за счет импортозамещения и развития сегмента e-commerce — минувший год стал первым, когда транспортные компании, в том числе крупные, активно обслуживали интернет-торговлю. Именно электронная коммерция спасла рынок грузоперевозок от падения и помогла ему отчасти компенсировать «удар», нанесенный «Платоном».

Е-commerce как драйвер роста

«Импортозамещение позволило увеличить грузопотоки внутри страны. Отрасль быстро смогла подстроиться под растущие потребности клиентов. А интернет-магазины и отправители сегмента C2C стали видеть в транспортных компаниях альтернативу традиционной почте. Например, e-commerce демонстрирует рост до 30% за год», — пояснили в ГК «Деловые линии».

Оценки госорганов по развитию интернет-торговли, особенно с зарубежными поставщиками, еще более впечатляющие. Федеральная таможенная служба (ФТС) в 2017 году ожидает роста поступления международных посылок в РФ в 1,5 раза — до 500 млн единиц. «Если в 2016 году этот поток составил 325 миллионов, то в этом году мы прогнозируем вместе с «Почтой России» 1,2 миллиона в день, а это — 500 миллионов международных почтовых отправлений с товарными вложениями в год. Это достаточно мощный поток, который нужно обработать», — сообщил руководитель ФТС Владимир Булавин.

Традиционная почта, ФГУП «Почта России», подтверждает стремительный рост интернет-торговли, в том числе потока посылок из Китая. Это побудило ФГУП установить в своем отделении в Петербурге, где ежегодный рост количества отправлений (порядка 45%) почти вдвое превышает среднероссийский уровень, новую сортировочную линию Toshiba, стоимостью 5 млн евро, которая позволит втрое увеличить объемы обработки поступающей почты. В 2019 году, как пишет «Деловой Петербург», «Почта России» намерена установить в своем петербургском отделении еще одну такую линию.

По данным ФГУП, в 2017 году предприятие обработало 284 млн отправлений с товарными вложениями. Это на 26% больше, чем в 2016 году и в 10 раз больше, чем в 2012 году.

Издержки растут

При этом грузоперевозчики указывают на заметное, в основном, негативное, влияние на рынок различных государственных нововведений. В первую очередь отмечают увеличение ставки тарифа «Платон», новеллы «пакета Яровой». Заметно увеличатся издержки компаний из-за отмены с 1 января 2018 года федеральной льготы по налогу на движимое имущество, которые распространялись на грузоперевозчиков. «Это существенные деньги. За новые машины придется платить дополнительно 100-150 тысяч рублей налога», — говорит руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу Александр Дацюк. Правда, власти Петербурга компенсировали грузоперевозчикам потерю федеральной льготы — ввели свою местным законом. Многие другие регионы, в том числе Ленобласть, на такой шаг не решились. Но это не приведет к перерегистрации автотранспортных компаний из Ленобласти в Петербург, считает Александр Дацюк, поскольку такая перерегистрация — дело хлопотное, а сумма хоть и приличная, но мало заметная на фоне платы за «Платон».

Отмена льготы повлияет также на увеличение лизинговых платежей, полагают в ГК «Деловые Линии»: «Компании, предоставляющие лизинговые услуги, возможно, включат ставку в платеж. Как мы знаем, размер ставки будет определять каждый регион самостоятельно, но максимальный размер не должен превышать 1,1% с 2018 года, а с 2019 — уже 2,2%».

Негативно оценивают грузоперевозчики и намерение Минпромторга в 2018 году увеличить утилизационный сбор в отношении транспортных средств — ставки на седельные тягачи массой более 20-ти тонн могут увеличиться на 40%, т. на 1 млн руб. «Это может привести к снижению роста закупок новой импортной техники, комплектующих и инфраструктуры, — считают в ГК «Деловые Линии», — а также к старению парка транспортных средств, средний возраст которых и без того составляет в России примерно 19 лет».

Нагрузку на бизнес увеличивает и поднявшиеся с января 2018 года акцизы на топливо. «Основные ВИНКи (поставщики топлива) уже начинают снижать (отменять) скидки для транспортных компаний», — утверждают в ГК «Деловые Линии». И это при том, что, как утверждает президент ассоциации НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин, цены на грузоперевозки в период кризиса заметно снизились из-за ужесточения конкуренции в условиях падения объемов перевозок.

Не навредить

В то же время Владимир Матягин отмечает и положительные новшества, в частности, значительное смягчение в декабре 2017 года ограничений по нагрузке на каждую ось грузовика при сохранении общего норматива на его предельную загрузку. Также Матягин считает правильным намерение Минтранса завершить в 2018 году оформление в федеральную собственность участков федеральных дорог, исторически принадлежавших регионам. «Весогабаритные нормативы у федеральных и региональных дорог разные, и когда грузовики проезжают по таким участкам, их любят ловить и штрафовать инспекторы ГИБДД за превышения. Водители постоянно жалуются на эту проблему», — объясняет президент «Грузавтотранса».

При этом некоторые, положительные, в целом новации усложняют ведение бизнеса: изменения в режиме труда и отдыха водителей, установка на дорогах страны дополнительных пунктов весогабаритного контроля. Грузоперевозчиков по-прежнему не устраивает организация в регионах ежегодной просушки дорог.

Некоторых новшеств, которые власти собираются вводить, грузоперевозчики опасаются. «В следующем году Минтранс хочет разделить водителей на «любителей» и «профессионалов». Мы считаем, что это предложение актуально, — говорят в ГК «Деловые Линии». — Но важно, чтобы эта программа не была оторвана от реальности и разрабатывалась совместно с экспертным сообществом».

Неясные перспективы

Что касается перспектив, то участники рынка оценивают их по-разному. В ГК «Деловые Линии» говорят о начавшихся еще в 2017 году положительных изменениях: «За этот год транспортные компании активно развивали свой бизнес: открывали новые подразделения и направления доставки, применяли IT-технологии для разработки новых сервисов для клиентов и автоматизации своих бизнес-процессов». В ГК прогнозируют положительную динамики инвестиций в отрасль в пределах 2%.

В то же время Владимир Матягин, ссылаясь на высказывания аналитиков, прогнозирует в 2020 году новый виток кризиса на рынке грузоперевозок. «Причина в том, что рынок у нас неправильный, неадекватно регулируется и контролируется государством и потому перенасыщен нелегальными перевозчиками. Отсюда большая нестабильность. Компании разоряются и тянут за собой лизинговые компании, банки, поставщиков запчастей», — считает президент «Грузавтотранса».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 16:36
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 16:36
Как цифровизация помогает расти реальному сектору экономики Отрасли, 17:11
Binance отстранила сотрудника за инсайд. Что случилось Крипто, 17:10
Ограбление по-китайски. В России похитили партию предоплаченных LiXiang Авто, 17:05
Путин заявил о риске неисполнения семи из 121 целей развития России Политика, 17:03
В Лондоне началась встреча Зеленского с Макроном, Мерцем и Стармером Политика, 17:01
Путин поручил немедленно начать структурную перестройку экономики России Экономика, 16:59
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Путин поручил поддержать отцовство в России Политика, 16:55
Москвичам рассказали, когда ждать ближайшего снегопада Общество, 16:52
Путин назвал недостаточными меры по улучшению демографии Общество, 16:52
Как меняется рынок российской кибербезопасности Отрасли, 16:50
АвтоВАЗ объявил о скидках на все модели Lada в декабре Авто, 16:41
Как биллинговые системы стимулируют развитие подписочной модели бизнеса Отрасли, 16:40
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37