«Приходится привыкать»: к чему привел параллельный импорт электроники
Дистрибуторы электроники и бытовой техники освоили механизм параллельного импорта — когда товары производителей из «недружественных» стран поставляются в Россию не напрямую, а через третьи страны. Однако пока такие поставки не обеспечили присутствия на полках знакомых российскому потребителю брендов в прежнем объеме. Более того, надежда продавцов на скорое возвращение привычного ассортимента у дистрибьюторов мешает им выстраивать адекватную закупочную политику. РБК Петербург спросил участников рынка, каковы шансы удовлетворить существующий спрос в будущем.
«Параллельный импорт однозначно заработал, и потребитель получил доступ к продукции ушедших из России брендов. Однако даже с его помощью невозможно заполнить полки магазинов привычными товарами в прежнем объеме. Например, мы как дистрибутор везем в Россию популярные смартфоны, но в таких количествах, в каких они поставлялись раньше, их просто негде взять. Кроме того, у этих смартфонов должна быть сертификация, русификация, привычная программная оболочка, предустановленное российское ПО.
«Мы, как дистрибутор, везем в Россию популярные смартфоны, но в таких количествах, в каких они поставлялись раньше, их просто негде взять».
Если в потребительской электронике основная проблема — поиск товара, то в корпоративном сегменте все иначе. По параллельному импорту теоретически можно привезти серверы, СХД или сетевое оборудование ушедших брендов, но при покупке больших объемов такого оборудования мы должны заполнить сертификат конечного пользователя, а это чаще всего крупные компании, банки или госструктуры, которые теперь бессмысленно указывать в таких документах — для них устройства просто не продадут. Да и незачем это делать теперь, так как место ушедших вендоров постепенно занимают другие производители, в том числе российские, которые готовы официально работать на нашем рынке.
Окончательно известные марки с российского рынка не исчезнут. Если на товар существует спрос — он будет удовлетворен. Будут поставляться в том числе и новинки, но не в прежних объемах. При этом, как ни парадоксально, параллельный импорт создаёт дефицит товаров в магазине. Дело в том, что магазины не закупают то, что может быть свободно представлено — бренды, которые вводятся в страну без проблем. Они ждут, что ушедшие бренды вот-вот появится у дистрибутора, но параллельный импорт — это нестабильная история. А между тем, на наш рынок потребительской электроники стучится множество новых брендов, прежде всего китайских, которые предлагают не уступающие по качеству и технологичности продукты.
«Как ни парадоксально, параллельный импорт создаёт дефицит товаров в магазине. Дело в том, что магазины не закупают то, что может быть свободно представлено — бренды, которые вводятся в страну без проблем».
Параллельный импорт не избавляет импортера и продавца от необходимости соблюдать действующее законодательство: платить пошлины, НДС, осуществлять гарантийное обслуживание. И здесь возникает серьезная проблема с запчастями, так как их отдельно не так просто найти и привезти. Пользователь обязательно получит сервисный ремонт, но не за привычные две недели, а за больший срок, в зависимости от сложности устройства. Раньше вендоры сами формировали склад запчастей, теперь этим должны заниматься дистрибуторы, партнеры или розничные сети».
«Цены на технику в Европе растут. Каждые два-три месяца от производителей приходят новые прайс-листы с повышением на 7%. Рост обусловлен европейской инфляцией, удорожанием электричества и дефицитом на общеевропейском рынке. По-прежнему на рынке бытовой техники наиболее востребованными остаются товары марки Bosch. Но многие бренды, особенно премиальные, такие как AEG, Neff или Miele практически не поступают. В Европе готовы выделить такое незначительное количество этой техники, что сложно сформировать даже фуру из ликвидного товара.
На рынке остается продукция корейских брендов LG и Samsung. Цены на нее тоже значительно выросли после остановки производства в России. Модельный ряд кардинально поменялся — модели, предназначенные для стран СНГ, ранее не продавались в России. Потребителям приходится привыкать, искать отзывы, задавать вопросы о новых моделях. На фоне этих процессов лучше всех себя чувствует турецкий концерн Beko, который представлен во всех категориях кухонной техники, активно осваивая последнее время и продажу маленьких помощников — СВЧ, блендеров и кофемашин.
«Когда техника разгружается на складе в России, все мелкооптовые покупатели уже определены и товар поступает сразу на полку магазина или интернет-витрины».
Одно могу сказать, что электроники, которая ввозится по параллельному импорту, катастрофически не хватает. Распределение товара начинается, как только он загружается в машину у поставщика за границей. Когда техника разгружается на складе в России, все мелкооптовые покупатели уже определены и товар поступает сразу на полку магазина или интернет-витрины. Никаких запасов на оптовых складах нет. Там только очередь из желающих, которым не досталось в прошлый раз. При этом если электроника едет наземным транспортом, то сроки доставки из Европы от момента начала согласования заказа до получения его в Москве составляют четыре недели. Техника Apple доставляется самолетами — там плечо логистики очень короткое.
Также у нас, и у конечного потребителя есть опасения, что будут сложности с установкой каких-либо программ, активацией гаджетов. Ведь все это в любой момент можно заблокировать удаленно. Не стоит забывать и о том, что сейчас выстроился как рынок белого параллельного импорта, так и рынок серого импорта, когда цена в зависимости от способа ввоза и уплаты всех налогов импортером может отличаться на 25%.
«Аппетиты дружественных нам стран с каждой поставкой растут: они понимают высокий спрос и дефицит на российском рынке — с каждым новым запросом прайс повышается».
В любом случае, откуда бы ни шел товар, понимание рынка у всех сформировалось. Сформировалось оно и у поставщиков. Аппетиты дружественных нам стран с каждой поставкой растут: они понимают высокий спрос и дефицит на российском рынке — с каждым новым запросом прайс повышается и повышается в поисках верхней ценовой грани».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова
Повтор публикации от 13.10.2022