Фармацевтический гигант обосновался в Петербурге
Фармацевтический гигант «Новартис» начал выпуск полностью локализованного препарата «Галвус» на своем заводе в ОЭЗ «Санкт-Петербург». Это оригинальный препарат для терапии сахарного диабета второго типа. Субстанции для препарата поставляются из Швейцарии, а производство полного цикла будет происходить в Петербурге. До конца 2018 года будет произведено более 500 тыс. упаковок препарата.
Потенциал развития в этом направлении у компании большой. Ранее «Новартис» импортировал «Галвус» из Испании. По данным RNC Pharma, по итогам 2017 года объем импорта составил 3,7 млн упаковок препарата «Галвус» (суммарно «Галвус» и «Галвус Мет») на сумму 3,4 млрд руб. (в ценах производителя с НДС). За первые 7 месяцев 2018 года было ввезено уже почти 1,9 млн упаковок на сумму 1,7 млрд руб.
Перенос производства в Россию
Инвестиции в локализацию препарата в компании не раскрывают, общий объем вложений в завод «Новартис Нева» на сегодняшний день составляет $150 млн. «Процесс локализации твердых форм препарата стоит относительно немного, несколько миллионов рублей», — оценивает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma.
У «Новартиса» уже три локализованных препарата. Через 4 года, по плану, локализовано будет уже 18-20 препаратов. Так, в ближайшее время «Новартис» начнет производить в Петербурге «Галвус Мет».
Мощность завода «Новартис Нева», который стал резидентом ОЭЗ в 2011 году, а работу начал в 2015 году, составляет 1,5 млрд единиц твердых лекарственных форм. Сейчас завод загружен на 30%, по плану к 2020 году загрузка составит уже 80%.
Отвечая на вопрос о возможном снижении цены «Галвуса», Вадим Власов подчеркнул, что локализация препарата не отразится на его стоимости, так как механизм ценообразования жестко регламентируется законом (препарат «Галвус» входит в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов).
Как сообщил Александр Аметов, заведующий кафедрой эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава РФ, в России — 6 млн больных сахарным диабетом, из них 85-90% — диабетом второго типа. По оценкам Юрия Халимова, заместителя главного терапевта Минобороны РФ, доля пациентов с сахарным диабетом второго типа, которые потребляют «Галвус», составляет 12%.
С прицелом на гостендеры
Работа «Новартиса» по локализации, скорее всего, связана с долгосрочной стратегией, считают эксперты. Прямые конкуренты «Галвуса» «Новартиса» — это препараты-аналоги «Янувия» и «Янумет» (компания МСД). У них уже есть дженерики, а у «Галвуса» пока нет.
«Хотя все эти препараты в основном реализуются на розничном-коммерческом рынке, но 20-25% объема продаж приходится на госзакупки, соответственно вопрос локализации важен для того, чтобы не проигрывать конкурентную борьбу препаратам-аналогам, когда они появятся», — говорит Николай Беспалов. По его мнению, таким образом «Новартис» работает на опережение, предвосхищая возможные потери. Локализация безусловно поможет производителю дольше сохранять существующие позиции, делает вывод эксперт.
«Новартис»
«Новартис» — один из лидеров российского рынка, занимает третье место в числе крупнейших производителей. Его доля рынка (вместе с Sandoz) составляла в 2017 году 3,8% российского рынка, оценивают в RNC Pharma. Суммарный объём рынка по итогам 2018 г. по нашим оценкам должен достигнуть суммы 1,34 трлн руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС).