Игроки авторынка: «Ходят слухи о возвращении европейских брендов»
В мае 2025 года продажи новых легковых автомобилей в Санкт-Петербурге снизились на 24,3% относительно мая прошлого года (5,6 тыс. машин против 7,5 тыс.). В Ленинградской области продажи упали на 17,8% (в мае реализовано 1 тыс. авто против 1,3 тыс. годом ранее), сообщили РБК Петербург в аналитическом агентстве «Автостат». Эксперты полагают, что причины падения продаж — в недоверии к отечественному автопрому, высоких ценах и слухах о возвращении европейских автобрендов.
Падение интереса
Среди топ-5 автомобильных брендов по популярности в Петербурге самое ощутимое снижение интереса покупателей заметно в отношении китайской марки Geely. В мае в городе реализовали 510 новых легковых авто этого бренда, тогда как в мае 2024 года было продано 845 машин (падение на 39,6%).
Снижение продаж фиксируется по всем пяти наиболее популярным автобрендам Петербурга. Реализация автомобилей Changan снизилась на 30,4% (462 авто против 664 в мае 2024 года), Lada — на 27,1% (647 машин против 888), Chery — на 21% (626 против 792), Haval — на 17,6% (855 против 1038 автомобилей).
В Ленобласти продажи легковых автомобилей Lada в мае упали на 32% (за месяц продано 244 машины против 359 в мае прошлого года), Changan — на 22% (85 авто против 109), Haval — на 13,5% (180 автомобилей против 208), Geely — на 10,6% (93 авто против 104). Небольшой рост продаж в регионе показал только бренд Chery — легковые автомобили этой марки стали покупать на 3,4% чаще (за месяц реализовано 122 машины против 118 в мае 2024 года).
Говоря об отдельных моделях, самое резкое падение продаж фиксируется в отношении Lada Vesta. В Петербурге реализация отечественного автомобиля упала на 45% (в мае продано 206 машин против 375 годом ранее), в Ленобласти — на 60% (55 машин против 137 в прошлом году).
«Рынок в глубоком пике»
Весной и летом автомобили традиционно покупают меньше из-за сезона отпусков, обращает внимание глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов. В нынешних условиях, когда большую часть авторынка составляют «китайцы», прибавляется фактор высокой цены и недоверия к российским автомобилям.
«Цены на автомобили в салонах очень кусаются, и возможности приобретать сейчас нет, — считает эксперт. — На внутренний рынок жители Петербурга и Ленобласти ориентироваться не хотят, потому что доверия к внутренним брендам, к сожалению, нет. Мы видим количество Lada, Xcite и т.д. на дорогах, что говорит о том, что продажи провалились. Доверие потребителя вряд ли появится, потому что нет опыта эксплуатации».
Те, кто хотели поменять автомобиль, сделали это осенью-зимой прошлого года, до повышения цен из-за утильсбора, добавляет Данилов. В настоящий момент на авторынке Петербурга и Ленобласти из-за совокупности ряда негативных факторов (в том числе роста рекомендованной розничной цены по всем брендам) сложилась ситуация «идеального шторма», уверен председатель автоклуба «А24» Денис Шубин.
Один из ключевых моментов в этой части — снижение уровня одобрения автокредитов, уточняет специалист. В мае банки в Петербурге выдали 3,8 тыс. кредитов на покупку транспортных средств на общую сумму в 5,66 млрд руб. В количественном отношении это на 16% меньше, чем в апреле этого года. Общий объем кредитов за месяц также снизился на 14%, отмечали ранее в Объединенном кредитном бюро (ОКБ).
«Авторынок Петербурга в глубоком пике, — подчеркивает Денис Шубин. — Есть слухи о возвращении европейских и японских брендов на фоне геополитической повестки. Появился целый класс потребителей, которые ждут возращения этих брендов. Последний гвоздь в крышку гроба авторитейла — повышение цен на машины из-за утильсбора. Политика Центробанка и ситуация на рынке не позволяют видеть просвет даже в ближайший квартал. В будущем продажи могут упасть еще ниже. Все факторы говорят об этом».
Затоваривание авторынка
В прошлом году авторынок Петербурга и области показал взрывной рост, хотя активные продажи были связаны далеко не с увеличением покупательной способности граждан. На растущий интерес к новым автомобилям повлияли такие факторы, как рост РРЦ по всем брендам, повышение ключевой ставки и утилизационного сбора. В результате машины закупали в ожидании скачка цена, причем делали это не только петербуржцы, но и автосалоны, напоминает председатель автоклуба «А24».
«В Петербурге фиксируется серьезное скопление автомобилей, завезенных в октябре перед повышением утильсбора. Сейчас несколько сотен тысяч китайских авто находятся на складах. Есть новые машины не только 2024, но и 2023 года выпуска. Плюс есть новые китайские марки (KGM, VGV), которые, вопреки всему, сейчас будут выходить на рынок. Они вынуждены будут на старте продаж ронять цены и давать скидки, что плохо скажется на их положении на рынке», — заключил собеседник издания.
Автоэксперты и участники рынка в прошлом году прогнозировали рост цен на автомобили в Петербурге на 15-20% из-за повышения утильсбора — налога, который производители и импортеры платят за ввозимые в РФ нелoкализованные автомобили. Подробнее о том, как повышение утильсбора влияет на ценообразование на авторынке Северной столицы, РБК Петербург писал ранее.
Повтор публикации от 13.06.2025