Дневник кризиса: «Сказать, что дела идут хорошо, точно нельзя»
Петербургские предприниматели продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. По просьбе РБК Петербург они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития.
В сегодняшнем дневнике — о надеждах на посткризисное восстановление бизнеса и о креативных решениях, которые принимаются под воздействием стрессовой ситуации.
Аркадий Пекаревский, владелец фабрики «Ацтек» (марка Grondard) и девелоперского проекта «Новое Сойкино», бывший совладелец Sela:
«Благодаря тому, что у меня несколько направлений бизнеса, все сбалансировано — некоторые направления просели, но где-то мы, наоборот, придумываем новое, чего раньше бы и не попробовали.
Сказать, что дела идут хорошо, точно нельзя. Например, бизнес по сдаче помещений в аренду вообще встал. Кто-то из арендаторов 15% платит, кто-то вообще сейчас не может платить, и даже те, кто продолжают работать, платят в лучшем случае 50% из-за спада трафика.
Наша фабрика по производству продуктов питания живет, мы стали выпускать новый продукт, который в разгар эпидемии оказался востребован — батончики с дополнительным содержанием цинка, магния. На этот продукт уже пошли корпоративные заказы, компании берут для своих сотрудников. Но в целом продажи нашей продукции значительно снизились — на 30-40% минимум. Люди меньше ходят в магазин, да и вообще экономят, берут самые базовые продукты. Если покупают сладости, то недорогие.
В целом продажи нашей продукции значительно снизились — на 30-40% минимум.
Оживление мы чувствуем в коттеджном поселке, на стройке. Люди наконец поняли, что за городом гораздо лучше, что в нынешних условиях нужен свой уголок. Тем более никто не знает, что будет дальше. Один месяц дома сидеть тяжело, два — совсем тяжко, а сколько в целом это продлится — неизвестно. Кстати, из-за режима самоизоляции мы ввели услугу дистанционного просмотра поселка и это стало нашей фишкой, это нас отличает он других. Мы стали использовать для дистанционного показа дроны. С их помощью и с помощью нашего сотрудника на месте любой человек, не выходя из дома, может гулять по поселку и смотреть на участки и дома. Но вообще, потенциальные покупатели стали чаще и лично приезжать, с соблюдением мер безопасности.
Радует меня сегодня то, что открываются страны Европы, это дает большую надежду на восстановление. В Израиле люди уже лежат на пляжах. Верится, что и у нас все закончится.
Главный вопрос — сколько будем восстанавливаться после возвращения к работе.
А больше, наверное, ничего не радует, особенно, когда на уровне правительства к тебе обращаются с призывами адресной помощи. Я не против помощи, но как-то странно — сами мы не попали ни под какие меры поддержки государства ни с заводом, ни с арендным бизнесом и вынуждены содержать и поддерживать своих людей. Мы должны им зарплату платить без получения платежей, думать, как дотянуть до возобновления работы. Главный вопрос — сколько будем восстанавливаться после возвращения к работе. Уже сейчас ясно, что о прежних оборотах, о прежних продажах можно забыть на неизвестное время».