Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Отец в декрете: зачем мужчине нужен отпуск по уходу за ребенком РБК и STADA, 11:52 В Новосибирской области продлили ограничительные меры из-за COVID-19 Общество, 11:51 Эксперты предсказали появление 400 тыс. безработных строителей Бизнес, 11:42 Nissan объявил об уходе бренда Datsun из России Авто, 11:41 Власти подготовили правила для работы кинотеатров в условиях пандемии Общество, 11:39 Правительству предложили освободить от платы за детсад потерявших работу Общество, 11:39 Президент Киргизии согласился приехать в Москву на парад Победы Общество, 11:37 Машины с правым рулем: 15 самых необычных вариантов Авто, 11:37  Как стать популярным блогером и развить личный бренд Партнерский материал, 11:35 РБК Pro: когда кредит выльется в уголовное дело. Памятка для руководителя Pro, 11:30 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 28 мая Общество, 11:28 Что делать на карантине: культурная онлайн-афиша Стиль, 11:27 Полиция пресекла поставки наркотиков из Москвы в регионы в микроволновках Политика, 11:24 Определился соперник российского бойца в поединке за титул чемпиона UFC Спорт, 11:24
С.-Петербург ,  
0 

Неожиданный плюс карантина: какие технологии освоили пожилые россияне

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Третий антикризисный пакет мер поддержки граждан и экономики, объявленный президентом Владимиром Путиным 11 мая, включает возможность применения телемедицинских технологий «в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Такая возможность, как считают эксперты, может значительно помочь самой уязвимой в условиях пандемии COVID-19 группе населения — пожилым россиянам. Соответствующий законопроект был одобрен Госдумой 12 мая в первом чтении.

Спрос пожилых петербуржцев на услуги, особенно онлайновые, значительно вырос после объявления для них обязательной самоизоляции. Спрос порождает предложение — и бизнес инициирует самые разные услуги для пожилых. Как сделать такие услуги наиболее удобными для клиентов, адекватными их запросам, какие есть для этого сейчас возможности, каковы перспективы дальнейшего развития этой сферы обсудили операторы рынка ухода, представители операторов связи, телемедицинских, ИТ-компаний в ходе онлайн-конференции «Технологии и пожилые: как реагирует рынок в условиях коронавируса», прошедшей при поддержке РБК Петербург.

Специально для пожилых

По примеру западных стран, где уже сформировался настоящий рынок ухода за пожилыми людьми, в России соответствующие проекты начали появляться несколько лет назад. Так, два года назад Фонд «60+» инициировал проект Vozrastech (технологии для пожилых). «В рамках этого проекта мы развиваем максимальный комплекс цифровых решений — с мониторингом показателей здоровья, с получением необходимого ухода, медицинских услуг, бытовых услуг и прочего», — говорит Вадим Бараусов, директор фонда. Специализированный сервис предоставляет своим пожилым клиентам пансионат «100плюс». «Год назад мы запустили собственную систему автоматизации, которая собирает данные о состоянии пожилого человека из внутренних источников, и через API может быть интегрирована со сторонними системами, например, лабораториями», — рассказывает генеральный директор пансионата «100плюс» Олег Товпеко. Разработала и успешно испытала ряд цифровых медицинских технологий для пожилых и компания «Мобильные Медицинские Технологии». Сервис «Помогуру» энергично пытается продвигать онлайновый сервис для пожилых.

Спрос пожилых петербуржцев на услуги, особенно онлайновые, значительно вырос после объявления для них обязательной самоизоляции

Такого рода специализированных сервисов в России пока немного — пока мало компаний, занимающихся созданием каких-либо платформ/сервисов для пансионатов для пожилых или надомного ухода, утверждает Олег Товпеко. Неразвитость рынка услуг для пожилых во многом обусловлена его спецификой, констатировали участники дискуссии.

При разработке технологий для пожилых необходимо учитывать их особенности, определяющие требования клиентов к различным параметрам услуг. Подчас, определить такие требования непросто, даже с учетом опыта западных стран, поскольку большое значение имеют национальные особенности. В этом заключается главная сложность для разработчиков, отмечали выступавшие на конференции.

Позвони бабушке

Самое простое — коммуникации. Понятно, что для пожилых, особенно в условиях нынешнего карантина, коммуникации должны быть преимущественно онлайновые. По словам Вадима Бараусова, сейчас как в бизнес-сегменте стационарного и надомного обслуживания (коммуникации между персоналом, с клиентами, родственниками клиентов, врачами и пр.), так и при контактах самих пожилых и их родственников в первую очередь используются мессенджеры соцсетей и специализированные коммуникационные программы. «Наша система автоматизации включает в себя различную телеметрию, ее используют наши специалисты — медсестры, доктора, лаборатория, сторонние доктора, работающие у нас на аутсорсинге, — рассказывает Олег Товпеко. — Мы ведем полную статистику, собираем огромную массу данных. И не только от медиков, но и от наших сиделок тоже. Полная база данных позволяет настроить систему уведомлений — чтобы она подсказывала, когда и что нужно сделать с постояльцем. В том числе, пообщаться с родственниками, которые зачастую забывают об этом. Система им напоминает, что нужно позвонить бабушке. В ход идут все мессенджеры. В перспективе мы планируем внедрить искусственный интеллект, который позволит через камеры следить за постояльцами — как часто они пьют, выходят на улицу».

Система им напоминает, что нужно позвонить бабушке. В ход идут все мессенджеры

Управляющий сервиса доставки iGooods.ru Григорий Кунис отметил, что в условиях карантина старшее поколение «открыло» для себя приобретение продуктов и товаров через интернет — эта услуга, развивавшаяся до коронавируса в основном в среде россиян молодого и среднего возраста, сейчас стала пользоваться значительным спросом и у пожилых. Правда, требования к этой услуге у последних несколько иные. «Особенности заказов от возрастной аудитории — это небольшой чек, ограниченный набор продуктов, повторяемость корзины от заказа к заказу, регулярность заказов и приверженность к наиболее популярным сетям», — поясняет Григорий Кунис.

Медицина в онлайне

Особое значение для пожилых имеют медицинские услуги. В условиях карантина повышенным спросом пользуются онлайновые медицинские услуги, в частности, телемедицинские. Участники конференции обратили внимание на то, что сообщество отреагировало на текущую пандемию рядом инициатив по развитию телемедицины, призванных дать доступ к этим услугам максимальной аудитории. Реализация этих инициатив сейчас зависит от решений государства по регулированию сегмента, в частности, разрешения удаленной постановки диагнозов.

Принятый два года назад закон о возможности применения цифровых технологий в медицине, по словам участников дискуссии, неудобен для применения, поскольку, как подчеркнул Вадим Бараусов, не позволяет врачам полноценно оказывать услуги в режиме онлайн. «Фактически он позволяет только консультировать», — отмечает эксперт. Полноценный законопроект о телемедицине был подготовлен IT-компаниями вместе с медицинским сообществом и в марте 2020 года был внесен в Госдуму. Его принятие идет медленно, но в законопроекте о «третьем пакете» антикризисных мер, объявленном президентом, появилась поправка в ст. 41 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой «особенности организации и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и (или) угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе с применением телемедицинских технологий, а также порядок сбора и учета информации о распространении заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и состав такой информации (в том числе о лицах, которым оказывается медицинская помощь, и иных лицах), устанавливаются правительством РФ». Как считают эксперты, эта поправка открывает возможность значительно ускорить применение телемедицинских технологий вообще и оказание медицинских онлайн услуг пожилым, в частности. «В законопроекте не прописаны подробности применения телемедицины, они отданы на усмотрение правительства, но исходя из логики тех изменений, которые предлагали участники рынка, правительство скорее всего будет применять телемедицину для постановки диагноза, проведения дистанционных осмотров и других процедур, превращающих телемедицину в полноценный инструмент медицинской практики», — полагает Вадим Бараусов.

Принятый закон о возможности применения цифровых технологий в медицине неудобен для применения

Помимо телемедицины, у пожилых востребованы онлайн услуги по отслеживанию показателей жизнедеятельности и поведения. Такие системы могут быть подключены к носимым устройствам, датчикам движения, тепловизорам и др. Как отмечали участники дискуссии, эпидемия дала толчок распространению этого вида услуг, в том числе в формате бесплатных предложений для пожилых. «Помимо онлайн-консультаций, можно делать интеграцию с медицинскими приборами — тонометрами, аппаратами ЭКГ и другими. Человек покупает тонометр, подключает его у себя дома и наблюдаться у кардиолога. Так же дистанционно можно снимать ЭГК — и врач будет тебя мониторить, — считает Денис Юдчиц, генеральный директор компании «Мобильные Медицинские Технологии». — В горизонте трех месяцев мы выпустим специальный продукт, который отвечает запросам».

Он утверждает также, что в условиях самоизоляции очень важна психологическая помощь пожилым. «У нас был пример с одним из пансионатов в Калужской области, где пожилым постояльцам очень не хватало психологической поддержки. Мы удалённо подключали психологов — и это хорошо сработало», — рассказал Денис Юдчиц. Впрочем, не все так просто. «Для консультирующего врача важна скорость реакции пациента, скорость его ответов на вопросы, цвет кожи, его запах и т.д., что по видео сложно определить», — выразил сомнение в возможностях телемедицины Алексей Маврин, председатель совета директоров Группы компаний «Опека».

Хотят, но не могут

В условиях нынешней вынужденной изоляции спрос на онлайновые медицинские услуги заметно растет, отмечают участники дискуссии. «За последние три месяца мы наблюдаем значительный рост пациентов, в том числе пожилых, обращающихся на онлайн-консультацию, примерно на 30%, — утверждает Денис Юдчиц. — Возросло доверие к онлайн-консультациям. Пациенты присылают дневники наблюдений за артериальным давлением в виде фото и врач может оценить динамику. Чаще стали обращаться повторные пациенты после очных приемов по клиникам, сотрудничающих с нами. Как раз для мониторинга состояния, коррекции терапии».

В то же время эксперты отмечают трудности подключения пожилых к цифровым сервисам. Люди хотят ими пользоваться, но зачастую не могут, потому что не понимают, как их получить, отмечали участники дискуссии. Решать эту проблему призваны посредники — проводники технологий. «Особую проблему представляет внедрение — кто будет проводником технологий, — говорит Дмитрий Романов, CEO сервиса «Помогуру». — Взять ту же телемедицину. Большинство наших подопечных не могут самостоятельно связаться с врачом-гериатром из нашего центра, поэтому проводником этой технологии может быть наша сиделка, которая к нему приходит, это может быть какой-нибудь студент, который хорошо разбирается в технологиях. Как вариант решения — трёхсторонняя связь, приложение для родственников, позволяющее проводить трёхстороннюю конференцию. Пока для нас вопрос как это физически организовать сложнее, чем выбор технологий, каких-то трекеров или браслетов».

«У людей категории 55+ уникальная модель потребления. Самая распространенная модель телефона у них — кнопочная Nokia»

Денис Юдчиц на основании совместного исследования с «Почтой России» пришел к выводу, что на малонаселенных и удаленных территориях проводниками технологий могут быть почтальоны и социальные работники. «Мы с «Почтой» пришли к нескольким форматам взаимодействия. Это было снабжение почтальона тем же планшетом, чтобы он мог доходить до пенсионера и подключать его на связь с врачом. Второй формат — это размещение терминалов в отделениях почты. Мы даже сделали определённое количество прототипов. Это терминал, в котором есть набор медицинских приборов и есть планшет с возможностью наблюдаться у врача — дежурного или у своего через идентификацию». Участники конференции видят в качестве проводников технологий операторов рынка ухода, операторов связи, компании с развитой сетью («Почта России», «Сбербанк» и др.).

При этом особо важное значение имеет информирование и обучение пожилых людей использованию технологий. Однако решение и этой задачи сталкивается с особенностями людей старшего поколения, например, более медленным, чем у молодежи, освоением новых технологий вообще (и средств телекоммуникаций в частности). «У людей категории 55+ уникальная модель потребления. Самая распространенная модель телефона у них — это кнопочная Nokia, — утверждает коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» компании Tele2 Максим Иконников. — Постепенно в тройку-пятерку лидеров заходят смартфоны. В то же время мы видим, что этим клиентам хочется потреблять услуги более высокого уровня, чем голос и SMS».

После пандемии

В процессе работы над технологиями для пожилых важно думать не только о том, чтобы решать текущие проблемы, но и задумываться о развитии услуг в будущем, подчеркивает Алексей Маврин. Автоматизация сервисов для пожилых будет нужна компаниям, занимающимся уходом и после окончания эпидемии. «Согласно прогнозам, к 2040 году количество людей, которые нуждаются в помощи по старости, у нас вырастет с 4 до 9-10 миллионов человек. С этой точки зрения, инфраструктура ухода — это как раз то, чего не хватает», — считает Алексей Маврин.

К 2040 году количество людей, которые нуждаются в помощи по старости, вырастет с 4 до 10 миллионов

Многие выступавшие отмечали нехватку кадров для серьезного увеличения объема высокотехнологичной помощи пожилым. Вложения в IT, по мнению экспертов, помогут повысить эффективность работы персонала и справиться с его возможной нехваткой. «Нужно поднимать грамотность персонала, который занимается уходом, — говорит Олег Товпеко. — В принципе любой сотрудник без проблем осваивает любой мессенджер или социальную сеть. Но если речь идет о специализированной программе, то тут у них возникает ступор».

Медленно развиваются в России и технологии. В развитых странах число специализированных цифровых сервисов и устройств для пожилых уже исчисляется сотнями и их внедрение идет как в частном, так и государственных секторах. Россия пока отстает. «Пока никто к нам не приходил, новых решений не предлагал», — описывает ситуацию с предложением решений по автоматизации Алексей Маврин.

Кто заплатит?

Существенную роль в ускорении развития технологий для пожилых может сыграть государство, считают участники конференции. Помимо определения правил игры, наиболее востребованных в телемедицине, от государства ждут и финансового стимулирования отрасли. «Как только мы переходим к теме коммерциализации социальных услуг, у нас возникает вопрос источника — кто будет платить. У нас только государство может себе позволить тратить ресурсы, не считаясь с результатом, исходя из политических соображений», — говорит Евгений Якушев, председатель совета Национальной ассоциации участников социального обслуживания. «Но государство любит большие платформы, а пока их создадут и закупят, внедрят, пройдут годы», — замечает Дмитрий Романов.

«Если у пенсионера 10 тысяч пенсия, то понятно, что никакой сервис он не купит. Основной вопрос — источник платёжеспособного спроса, кто может себе все это позволить?», — задает риторический вопрос Евгений Якушев. «Сейчас бюджетное финансирование выделяется пожилому тогда, когда человек имеет медицинские показания, когда он одинок, когда его доход меньше 1,5 прожиточных минимумов. Будем надеяться, что государство пересмотрит логику системы ухода за престарелыми», — полагает Алексей Маврин.

«Если у пенсионера 10 тысяч пенсия, то понятно, что никакой сервис он не купит»

Вопрос создания адекватной финансовой модели на рынке технологий для пожилых участники конференции считают крайне важным и весьма непростым. «Мы работаем в бизнес-сегменте, нам важно, чтобы то, что мы делаем, было эффективно. С точки зрения монетизации, нам интересно привлекать больших партнёров — это интернет-магазины, служба доставки, такси, «Сбербанк», «Яндекс». Совместно с ними мы сможем сделать продукт на возрастную аудиторию — когда они будут готовы поддержать это деньгами, технологическими решениями, сотрудниками, вот это для нас вариант что-то продвинуть, — говорит Дмитрий Романов. — У нас в планах на ближайшее время провести переговоры». «Один из форматов — это коммерческое страхование, второй — это ОМС или социальные программы», — предлагает Денис Юдчиц. По мнению выступавших на конференции, адекватным решением может быть государственное грантовое финансирование.

Впрочем, часть финансовой нагрузки могли бы взять на себя сотовые операторы, поскольку интенсивное вовлечение пожилых россиян в новые технологии приносит им пользу бизнесу и вне рынка технологий для пожилых. Как признается Максим Иконников, повышение информированности пожилых и рост доступности в их среде современных смартфонов, планшетов, голосовых колонок, использующих мобильный интернет/WiFi ведет к заметному росту трафика, при этом используется все более широкий набор сервисов и приложений.

По мнению экспертов важным элементом развития AgeTech является и создание площадки для идей, обмена информацией, создания инфраструктуры для инноваций, над чем работает проект Vozrastech совместно с другими участниками рынка.