Кировский завод выходит на новый многомиллиардный рынок
Кировский завод совместно с немецкими партнерами займется производством компрессорного и криогенного оборудования для сжижения природного газа. Как считают опрошенные РБК Петербург отраслевые эксперты, в перспективе организаторы проекта могут рассчитывать на значительный рынок для своей продукции, поскольку в России начал формироваться широкий спрос на газовое топливо — как со стороны госпредприятий, так и среди частных автовладельцев.
На готовой базе
Совместно с немецкими компаниями Atlas Copco Gas and Processes и Lewa GmbH «Кировский завод» планирует построить в Петербурге три среднетоннажных завода для производства сжиженного природного газа (СПГ). Проект также предполагает создание сети криогенных (работающих на СПГ) АЗС вдоль трассы М10. АЗС будут созданы в Калининградской, Новгородской и Ленинградской областях, говорится в сообщении пресс-службы вице-губернатора Петербурга Сергея Мовчана.
Проект будет реализован на базе инфраструктуры, которую с 2013 года создает «дочка» Кировского завода — ООО «Кировский завод газовые технологии». Немецкие компании станут поставщиками компрессоров и другого оборудования, применяемого для производства, транспортировки и хранения сжиженного газа.
Как рассказала РБК Петербург представитель «Кировского завода» Екатерина Ключникова, консорциум ООО «Кировский завод газовые технологии» с иностранными партнерами планируется создать в апреле, а в мае будет представлена подробная программа инвестиций и развития этого направления. По ее словам, строительство КриоАЗС планируется начать в 2018 году, а начало строительства заводов по производству СПГ и компонентов для технологий СПГ запланировано к 2020 году.
Проект Кировского завода планируется реализовать на базе инфраструктуры, которую последние несколько лет создает «дочка» компании — ООО «Кировский завод газовые технологии».
Волна спроса
До недавнего времени использование газового топлива для автомобильного транспорта в России было очень ограниченным, рассказал РБК Петербург начальник аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрий Кумановский. «Проблема заключалась в том, что продаваемые в РФ автомобили российских и мировых производителей не имели возможности использовать метан в качестве топлива, так как необходимое для этого оборудование не устанавливалось на заводах-изготовителях. В ЕС применяется пропановое газо-балонное оборудование, но на российский рынок оно не поставляется из-за отсутствия в России необходимой для этого инфраструктуры АЗС. А российские автозаводы долгое время не уделяли внимания газовым технологиям», — поясняет Кумановский.
Однако ситуация изменилась после того, как Группа ГАЗ начала устанавливать газовое оборудование на коммерческую технику. К технике, работающей на газе, стали проявлять интерес госпредприятия. Это существенно расширило рынок сбыта для СПГ, считает Кумановский. По его мнению, в перспективе можно рассчитывать и на расширение спроса со стороны частных автовладельцев, переводящих машины на газ.
До недавнего времени использование газового топлива для автомобильного транспорта в России было очень ограниченным, однако в последние годы ситуация начала меняться.
«Многие населенные пункты в России до сих пор не газифицированы, тогда как протягивать к ним газопровод — дорого и неэффективно. Имеет смысл строить небольшие предприятия по сжижению газа вблизи магистральных газопроводов, чтобы потом доставлять топливо в населенные пункты в авто или в вагон-цистернах», — соглашается партнер консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин.
Ранее РБК Петербург писал, что как минимум на десяти крупных промышленных предприятиях Петербурга будет организовано производство оборудования для сжижения газа. Такие планы содержатся в программе развития кластера оборудования и технологий для производства СПГ, куратором которого назначен «РЭП Холдинг» (разработчик, производитель и поставщик энергетического оборудования). По словам экспертов, рынок закупок оборудования для сжижения газа российской нефтегазовой отраслью в перспективе ближайших 5 лет измеряется сотнями миллиардов рублей.