В Петербурге разгорелся скандал вокруг легендарного Дома с мозаикой
Администрация Санкт-Петербурга выселяет известного художника Валерия Гриднева из мастерской в знаменитом Доме с мозаикой (доходный дом герцога Лейхтенбергского по адресу: Большая Зеленина, 28). В начале февраля художника попросили освободить помещение в течение двух недель в связи с передачей объекта Союзу композиторов. Чиновники уточнили, что помещение займёт дирижёр Теодор Курентзис.
«Всё протекало, обрушилось»
Дом герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского (внук великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I) был построен в 1905 году. Помещения здания почти с самой постройки сдавались в наём художникам, которых привлекали огромные световые окна на потолке здания и фонари-эркеры, заполняющие мастерские дневным светом. Отметим, что бабушка и дедушка герцога Максимилиан Лейхтенбергский и Мария Романова в разные годы возглавляли Императорскую академию художеств.
Мастерская, которую до последнего времени занимал художник Валерий Гриднев, принадлежит Комитету имущественных отношений Петербурга (КИО) и сдаётся в аренду Союзу художников. Гриднев работал в ней 20 лет — с тех пор, как в аварийном состоянии принял её от своего предшественника. «У него не было ни сил, ни средств восстанавливать это помещение. Фонарь (эркер) был закрыт железом, всё протекало, обрушилось. Даже договор аренды на это помещение прекратился, — вспоминает художник. — Я взял мастерскую на свой страх и риск с учётом того, что я приведу её в порядок и постараюсь, чтобы КУГИ (Комитет по управлению госимуществом Петербурга — ред.) вновь ввёл объект под аренду для художественных мастерских. Так и получилось».
Не творческие отношения
О выселении Валерия Гриднева сообщила тележурналист и член Санкт-Петербургского Союза художников Зинаида Курбатова. Она опубликовала на своей странице в Facebook отчёт городского комитета по культуре от 27 января 2022 года о проведении совещания «во исполнение поручения губернатора Санкт-Петербурга Беглова А.Д. от 17.09.2021 № 776 по обращению Теодора Курентзиса по вопросу оказания содействия в предоставлении творческой мастерской по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 28, литера А». Коллег Гриднева и Союз художников возмутило, что помещение передаётся без предварительного согласования с действующими арендаторами и без учёта их интересов, а также тот факт, что для изъятия мастерской используется административный ресурс.
«По странному стечению обстоятельств дирижёр Курентзис купил квартиру на этой же площадке, — отмечает Зинаида Курбатова. — Теперь маэстро, видимо, хочет выкупить весь этаж, и Комитет по культуре предлагает художнику в две недели покинуть мастерскую. Но если с арендатором разрывается договор, его должны уведомить за год и дать 3 месяца на переезд».
Художник Валерий Гриднев уже собирает вещи и пытается найти место для временного хранения своих работ, реквизита, подрамников и других рабочих материалов — на переезд ему дали две недели, которые истекают 17 февраля.
Пресс-служба Теодора Курентзиса в ответ на вопрос РБК Петербург о позиции дирижера предложила обратиться к городским властям. В Комитете по культуре РБК Петербург сообщили, что «оформленная по действующим требованиям» заявка на помещение в доме на Большой Зелениной поступила от члена Союза композиторов Теодора Курентзиса и поддержана Координационным советом творческих союзов. Комитет по культуре взял на себя роль медиатора в этом вопросе, так как взаимодействует со всеми творческими союзами, а решение учитывает интересы всех сторон, «включая равный доступ к государственным помещениям». Правда, без ответа остались вопросы РБК Петербург о том, что играет определяющую роль в выборе арендатора для подобных помещений и с какой целью мастерская художника передаётся дирижёру.
Толкование права
Художникам не ясно, почему помещением, находящимся в ведении Комитета по имуществу, распоряжается Комитет по культуре. «У Комитета по культуре какие-то свои интересы, — прокомментировал ситуацию председатель правления Санкт-Петербургского Союза художников Андрей Базанов. — Мастерская находится в Фонде творческих мастерских. По закону у города есть право расторгнуть договор аренды, но для этого нужны мотивы, основания. В данном случае это безосновательная претензия».
Валерий Гриднев рассказал РБК Петербург, что на совещании в Комитете по культуре его попросту поставили перед фактом. «Вопрос не обсуждался, а уже был решён», — пояснил художник. Он отметил, что договор аренды мастерской составляется на срок 10 лет и автоматически продлевается, если нет нарушений. «Платежи и уход за мастерской никогда не вызывали сомнений. Каждый год проверяли, что помещение используется по назначению, — объясняет Валерий Гриднев. — И вдруг такое решение. Год не продлевался договор на эту мастерскую. На мои вопросы в Союзе художников мне отвечали, что КИО сейчас так работает — по году не продлевают. Сейчас, видимо, наступили какие-то юридические основания расторгнуть этот договор. Я не знаю».
В Комитете по культуре сообщили изданию «Фонтанка», что «Курентзис, вступив в Союз композиторов, обратился в КИО с просьбой предоставить ему это помещение». «Оно примыкает к его квартире, и он хотел бы там реализовывать свои творческие инициативы, проекты, репетиции и так далее. Заявка дирижера была поддержана ходатайством Координационного совета творческих союзов», — отметили в комитете, добавив, что на совещании Валерия Гриднева заверили, что взамен мастерской на Петроградке ему предоставят другое помещение, «не хуже, а то и лучше».
Ситуацию в социальных сетях коротко прокомментировал вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский. Он сообщил, что художнику уже сделали несколько предложений для размещения студии.
Свободных мест нет
Валерий Гриднев подтвердил РБК Петербург, что 14 февраля осмотрел два адреса, однако ни один из них художнику не подошёл. Кроме принципиальных для живописца особенностей помещения (например, окна должны выходить на северную сторону для устойчивого освещения), есть и другой важный момент — город может предоставить художнику взамен прежней студии только маневренный фонд, то есть временное размещение.
«Я должен заехать и ждать, когда для меня найдут мастерскую. В 66 лет хотелось бы больше стабильности и не сидеть на чемоданах. Согласия переезжать в маневренный фонд я не давал», — отметил Валерий Гриднев. В Союзе художников РБК Петербург подтвердили, что свободных стационарных мастерских в городе нет. Всего их около 2 тыс., и все они заняты.
Случай с изъятием помещений Союза художников — не первый. В арбитражном суде союз пытается оспорить право собственности на художественные мастерские на Заневском проспекте. Глава петербургского Союза художников Андрей Базанов также рассказывает: «Профессиональные мастерские на Новосмоленской набережной строились Союзом художников в долевом участии с городом, но за нашей спиной тихо переданы в собственность города. Я не знаю, наверное, это хорошо, что город наводит порядок, но почему-то не в пользу союза. Тенденция пугающая, настораживающая».
Справка
Дипломный проект Валерия Гриднева в масляной живописи «Из детства» получил золотую медаль Академии художеств СССР. Художник — обладатель премий Фрэнка Херринга, Виндзора и Ньютона, Лондонского клуба искусств. Валерий Гриднев — член Федерации британских художников Королевского института художников.
Проект Теодора Курентзиса MusicAeterna переехал в Петербург из Перми в 2020 году, его площадкой стал знаменитый Дом Радио на Итальянской улице. В конце 2021 года Попечительский совет фонда MusicAeterna, который возглавляет председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина и в который входят партнёр фонда ПАО «Банк ВТБ» и губернатор Петербурга Александр Беглов, обсуждал вопрос об увеличении состава оркестра и хора MusicAeterna и поиска еще одной концертной площадки для него.