Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Санкт-Петербург и область ,  
0 

Засады не помогут: в лесах под Петербургом растут свалки строймусора

Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Власти Ленобласти пообещали начать решительную войну с незаконными свалками. Эта экологическая проблема мучает все российские регионы, с ней пытаются бороться на протяжении многих лет, но особых успехов достичь не удается. Как говорят эксперты, причина — в сложности этой проблемы; на нее влияет целый набор факторов, справиться с которыми объективно очень непросто, а государство не прикладывает к этому достаточных усилий.

Засады не помогут: в лесах под Петербургом растут свалки строймусора

Подробнее о катастрофической проблеме незаконных свалок РБК Петербург рассказал Юрий Шевчук, председатель Экологического совета при губернаторе Ленобласти и Северо-Западной межрегиональной экологической организации «Зеленый крест»:

«Основной объем незаконных свалок составляет строительный мусор. Это обломки разрушенных зданий, грунты, вынутые в ходе инженерной подготовки территории под строительство, это могут быть и вывезенные со стройки без оформления твердые коммунальные отходы (ТКО), которые образовали рабочие.

Главная проблема строительного мусора связана с его переработкой. Если про переработку ТКО почти все понятно, то с переработкой строительных отходов имеет место большая неопределенность. Эту неопределенность я считаю основной причиной образования незаконных свалок.

Сейчас более или менее налажена система переработки лишь отдельных фракций строительных отходов. Работают технологии обезвреживания грунтов, переработки шифера и рубероида, битое стекло сдают на переработку. Есть хороший спрос на битый кирпич — лесозаготовители его используют для прокладки лесных дорог, поэтому на свалки он практически не попадает.

Но основная масса строительных отходов не поддается экономически рентабельной переработке, хотя и содержит полезные фракции. Например, нет приемлемых технологий переработки железобетона. Теоретически можно выделить из него металл, а из бетона методом дробления изготовить щебень. Но на практике такие технологии нерентабельны — щебень получается низкого качества, выделять металл стоит дорого и в результате затраты не окупаются. В Москве по разным оценкам каждый год в сфере строительства образуется от 1,5 до 2 млн тонн строительных отходов. Из них во вторичный песок и щебень перерабатывается от 70 — 80 тысяч тонн. Остальные вывозятся на полигоны захоронения строительных отходов, обычные свалки или выбрасываются где попало — в лесах, оврагах, болотах и прочих местах.

«Но основная масса строительных отходов не поддается экономически рентабельной переработке»

Раньше строительные отходы использовались для отсыпки берегов. Например, после войны огромную массу обломков разрушенных зданий вывезли на остров Голодай. С тех пор сильно изменилось экологическое законодательство — и сейчас запрещено использовать строительные отходы для отсыпки. Их теперь следует вывозить на специализированные полигоны.

Раньше хватало единственного полигона, который назывался «Промотходы». Но он переполнился, и участки для строительных отходов стали создавать на территориях некоторых полигонов ТКО. Кроме того, отходы строительных грунтов начали использовать для подсыпки при захоронении ТКО — в качестве противопожарных слоев, чередующихся со слоями ТКО на полигонах. Эта технология предотвращала прогорание (при пожарах) полигонов вглубь. Сейчас такой способ утилизации строительных грунтов затруднился, поскольку законодательство требует применять для пересыпки достаточно чистые грунты.

В результате мы сейчас пришли к тому, что санитарные нормы запретили использовать строительные отходы по-старому. А как их использовать по-новому, мы не знаем. Нужно разрабатывать новые адекватные технологии их переработки, а пока их нет, можно наверно создавать для строительных отходов новые специальные полигоны. Экологический вред от них большим не будет — строительные отходы не пахнут, чайки не будут стаями на них гнездиться. Однако такие полигоны не создаются.

Между тем, обращение со строительными отходами представляет серьезную проблему само по себе, даже вне зависимости от проблемы незаконных свалок. Строительные отходы (вместе с промышленными) составляют основную долю всех отходов. В нашем регионе (на территории Петербурга и Ленобласти) — это, считая и «метростроевские» грунты, 8 млн тонн ежегодно. А бытовых отходов образуется максимум 3 млн тонн. Обращению с бытовыми отходами, ТКО, посвящена мусорная реформа, создано специальное законодательство, введен институт региональных операторов. Строительных отходов все это не касается — они регулируются старыми законами и правилами. В результате проблема загнана в тупик. Отечественных машин, перерабатывающих все строительные отходы без «хвостов», мало, импортные — дороги; «вторичные» щебень и песок, получаемые в дробилках, дорожают вместе с повышением стоимости топлива и, в отличие от ситуации в Европе, по стоимости не конкурируют с естественными щебнем и песком.

«Санитарные нормы запретили использовать строительные отходы по-старому. А как их использовать по-новому, мы не знаем»

Социально ответственные, добросовестные строители заключают договоры на утилизацию своих строительных отходов непосредственно с полигонами. В таких случаях перевозчики вынуждены везти отходы не в лес, а на полигон, потому что они получают плату, только если полигон подтвердит доставку отходов.

Но тут существуют две серьезные проблемы. Во-первых, везти по большому счету некуда — на действующих полигонах ТКО мест для строительных отходов уже почти не осталось. А жители все активнее выступают против создания новых полигонов.

Вторая проблема связана с тем, что для перевозки строительных отходов лицензированные мусоровозы не нужны — их перевозят в обычных грузовиках, которыми владеют не только крупные, лицензированные транспортные компании, но и малый бизнес и даже обычные граждане, не оформленные в статусе ИП.

Поскольку переработка не налажена, везти фактически некуда, а перевозить можно обычными грузовиками, о которых власти ничего не знают (они зарегистрированы только в ГИБДД), то многие строители, ремонтники, да и жители, самостоятельно строящие или ремонтирующие свои дома и квартиры, нанимают таких владельцев грузовиков, платят им наличными и те везут куда хотят — зачастую в лес. Вот основной механизм образования незаконных свалок. И, кстати, введенная недавно в Ленобласти обязанность мусоровозов иметь QR-коды в нашем случае не поможет — просто потому, что строительные отходы спецтранспортом не возят.

Проблема незаконных свалок обусловлена неурегулированностью вопроса утилизации, или даже шире — системы обращения — строительных отходов. Глупо все валить на недобросовестных, жуликоватых строителей и граждан. Государство фактически само вынуждает их жульничать — потому что не создало нормальную систему обращения со строительными отходами. Большинство людей настроено прагматично — если цивилизованно себя вести сложно, требуются большие усилия, а нецивилизованное решение проблемы гораздо проще и почти не наказуемо, то люди выберут второе.

«Глупо все валить на недобросовестных, жуликоватых строителей и граждан. Государство фактически само вынуждает их жульничать»

Намерение создать в Ленобласти специализированную экологическую милицию я, конечно, приветствую, но не считаю, что она решит проблему незаконных свалок. Можно устраивать засады на существующих незаконных свалках (их расположение известно), ловить и штрафовать перевозчиков и их заказчиков. Но, во-первых, это не гарантирует от образования новых свалок, а во-вторых, мы по опыту знаем, что борьба с преступлениями только методом репрессий малоэффективна, особенно в подобных ситуациях, когда нормальной альтернативы у граждан нет. Нужно устранить главную причину, побуждающую граждан совершать преступления.

До тех пор, пока не будет создана адекватная система обращения со строительными и промышленными отходами, заключающаяся в их стопроцентной переработке с образованием товарного продукта, незаконные свалки будут существовать».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовил: Владимир Грязневич

Медведев раскритиковал нейросеть «Яндекса» за уход от ответов про Бандеру

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Гоночный автомобиль на скорости влетел в зрителей в Ленинградской области. Видео

Славянский НПЗ приостановил работу после атаки беспилотников

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Польша потратит $2,6 млрд на усиление границы с Россией и Белоруссией

Место, где совершил жесткую посадку вертолет президента Ирана

Кадры поисковой операции после жесткой посадки вертолета с президентом Ирана

Джим Роджерс раскрыл новую сделку. Что в ней необычного?

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Как подать отчет об операциях по зарубежному счету? Инструкция

Россиянин обратился в OFAC для разморозки активов. Это первый подобный случай

Дивидендный сезон близок к кульминации: кто сколько заплатит инвесторам?

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Два человека пострадали в результате стрельбы на выпускном в Миссури Общество, 00:33
Чемпионство решится в финале. Главные итоги тура РПЛ Спорт, 00:31
Россия направит два самолета и 50 спасателей для помощи в поисках Раиси Политика, 00:14
В Харькове в третий раз за сутки прогремели взрывы Политика, 00:08
В Москве выросли цены на проезд в общественном транспорте Общество, 00:01
S7 пополнила парк тремя Airbus A321 Бизнес, 00:01
Правительство приостановит запрет на экспорт бензина Бизнес, 00:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В КСИР не подтвердили выход на связь пассажиров вертолета Раиси Политика, 19 мая, 23:50
NYT заявила о крушении вертолета Раиси в «деликатный момент» Политика, 19 мая, 23:47
На востоке Москвы загорелось здание администрации района Соколиная гора Общество, 19 мая, 23:29
Король Саудовской Аравии заболел пневмонией Политика, 19 мая, 23:05
В Минобороны сообщили о сбитом над Белгородской областью беспилотнике Политика, 19 мая, 22:59
Пассажир вертолета Раиси выходил на связь и жаловался на самочувствие Политика, 19 мая, 22:52
Лавров прибыл в Астану для участия в совете глав МИД ШОС Политика, 19 мая, 22:52