«УР-досвидания!»: петербургскую торговую сеть накрыла волна хейта

Крупная петербургская дрогери-сеть «Улыбка радуги» столкнулась с массовыми протестами антипривичников, у которых нет QR-кодов. Часть недовольных покупателей запустила против сети магазинов кампанию в социальных сетях, предложив объявить ей бойкот. В самой компании заявили РБК Петербург, что «действуют в полном соответствии с нормативными актами» и вынуждены адаптироваться к новым ограничительным требованиям городских властей.
Волна хейта
У сети «Улыбка радуги» (продает косметику, бытовую химию и товары для дома) — 1 тыс. магазинов в России, в Петербурге из них 213. Со 2 января 2022 года в городских магазинах у клиентов перед покупкой начали требовать QR-код. Такие правила для непродовольственных магазинов введены последней редакцией постановления петербургского правительства № 121. Это вызвало конфликты в торговых точках и волну хейта в социальных сетях.
Под постами «Улыбки радуги» ежедневно появляются десятки негативных комментариев. «УР-досвидания! Купить туалетную бумагу — по предъявлению паспорта-да пошли бы вы в банкротство!!! Ни я, ни мои близкие и постараюсь донести максимально, и до своих знакомых-ни ногой к вам! Себе «Ку-ку» коды на лоб пробейте, и заодно данные паспорта, и вперед в концлагерь! желаю вам скорейшего закрытия!», — пишет пользователь на официальной странице сети «Улыбка Радуга» в соцсети «ВКонтакте» (орфография и пунктуация авторов в цитатах сохранены — ред.). Другие пользователи выкладывают фото с разрезанными скидочными картами этой сети и скриншоты с удалением мобильного приложения «Улыбка радуги». Люди пишут, как бросали на кассе полные корзины с неоплаченными покупками при требовании предъявить QR-код.
«Выбор — это когда человек может выбирать сам, в каком магазине ему что покупать. А не по остаточному принципу, выбирать из тех магазинов, которые не захлопывают перед ним двери. Свободу передвижения по территории РФ и свободу выбора магазина ещё никто не отменял. Все выходящее за эти рамки — самоуправство и беззаконие», — пишет один из покупателей. Требование предоставить QR он сравнил с «делением людей на «достойных» и «унтерменшей».
Проверка на кассе
Также клиенты торговой сети жалуются на то, как именно организована проверка QR-кодов. «Удивительно даже не столько введение QR в Улыбке, сколько то, что его не требуют при входе. Т.е. в магазине могут находиться заболевшие (бессимптомно, например), которые, в свою очередь, могут заразить здоровых. В то время, как отдельные магазины идут на разные ухищрения, чтобы обслужить всех (в магазинах, торгующих обувью, видел полки с туалетной бумагой — видать, чтобы помочь тем, кто не выдержит цен), Улыбка отчего-то сама себя ограничивает», — недоумевает клиент этой сети.
Другие рассказывают, что избежать предъявления QR-кодов им помогла оплата покупок через кассу самообслуживания. «Расскажите нам, тупым, в чём суть? По залу шататься можно, купить нельзя. Но на кассе самообслуживания можно...», — отметил один из пользователей.
На страницах компании в соцсетях встречаются и комментарии в поддержку торговой сети. «О, наконец-то магазин где проверяют коды и где нет шанса встретить ДО СИХ ПОР не вакцинированных!) За товарами из ассортимента — только к вам!) Спасибо, что вам не плевать на здоровье покупателей и продавцов!», — написал один из клиентов.
«Мы сталкиваемся с отказами»
В «Улыбке радуге» заявили РБК Петербург, что вынуждены адаптироваться к сложившейся ситуации и новым ограничительным требованиям, предъявляемым государственными органами.
«Вполне естественно, что у части наших клиентов подобные ограничения в первые праздничные дни Нового года вызвали недовольство. В наших розничных магазинах, как и многие наши коллеги сейчас, мы сталкиваемся с отказами в предъявлении необходимых документов. Мы считаем, что для дрогери-сетей логичным было бы введение ограничений, аналогичных действовавшим ранее, когда они не распространялись на розничные магазины, в которых более 30% товаров первой необходимости. К сожалению, в данный момент в постановлении таких исключений нет», — сообщили в пресс-службы «Улыбки радуги».
Для покупателей, не готовых соблюдать требования в работе розничных магазинов, есть возможность воспользоваться интернет-магазином на сайте, в мобильном приложении, на маркетплейсах и в сервисах доставки, добавили в компании.
Примечательно, что большого количества негативных комментариев в социальных сетях на страницах других дрогери-сетей нет. Впрочем, это можно объяснить тем, что они либо закрыли возможность оставлять комментарии, как сеть Watsons, либо жестко модерируют комментарии и удаляют часть из них, на что жалуются антипрививочники под постами на странице «Магнит Косметик».
Какие документы регламентируют проверку QR-кодов в непродовольственных магазинах
В соответствии с новой редакцией постановления правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 г. от 22.12.2021 г. «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» со 2 января 2022 года разрешено обслуживать совершеннолетних посетителей только при наличии одного из документов, подтверждающего:
перенесение COVID-19 или вакцинацию от этого заболевания не позднее, чем 12 месяцев назад; наличие у посетителя противопоказаний к вакцинации;
отсутствие на данный момент у посетителя заболевания COVID-19 — то есть отрицательного результата лабораторного исследования на COVID, выполненного не позднее, чем 48 часов назад.
Повтор публикации от 11.01.2022