Петербургская фармкомпания выходит на многомиллиардный рынок
Петербургский холдинг «БСС», который входит в десятку крупнейших фармацевтических дистрибьюторов России, хочет стать лидером в новом для себя направлении лабораторных реагентов. Рынок перспективный, но лаборатории предпочитают работать с производителями реагентов напрямую, а то и самостоятельно выпускать их, предупреждают эксперты.
Без крупных конкурентов
Фармацевтический холдинг «БСС» для диверсификации бизнес-портфеля открыл направление «БСС-Лаб». «БСС» готов оптом поставлять реагенты для лабораторных исследований в области иммунохимии, биохимии, гематологии, гемостаза, анализа мочи, а также реагенты и средства для микробиологических лабораторий, говорится в сообщении компании. Своей потенциальной аудиторией компания называет коммерческие клиники и государственные бюджетные учреждения Петербурга и Ленинградской области, а также Москвы. По оценкам компании, объем этого рынка в Москве составляет около 5 млрд руб., в Петербурге — 3 млрд руб. и «БСС» намерена занять превалирующую долю, поскольку пока на этом рынке нет крупных игроков.
Директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» Николай Беспалов считает оправданным решение «БСС» о выходе в новый сегмент: реагенты закупают примерно те же клиенты, с которыми уже сейчас работает «БСС» по госзакупкам — то есть, у компании есть налаженные бизнес-связи, хорошо отработан порядок работы. Кроме того, показатели рентабельности в реагентах «скорее всего гораздо интереснее, чем в поставках лекарств», полагает он.
Рынок реагентов перспективный, подтверждает директор по технологиям и проектной работе лабораторной службы «Хеликс» Ирина Скибо. По ее словам, потребность в лабораторных услугах растет из года в год, и тенденция роста сохранится на ближайшие 5 лет.
Сами себе поставщики
Дополнительный источник выручки «БСС» сейчас бы не помешал. Как указывает Николай Беспалов, доля холдинга на рынке фармдистрибуции в 2019 году сокращалась, хотя компания не уменьшала отгрузки. «Причина в том, что в прошлом году фармрынок России развивался в основном за счёт госсегмента, а доля абсолютного большинства компаний, ориентированных на розницу сокращалась. Это коснулось и «БСС», у которого почти 60% оборота приходится на розницу», — объясняет он.
Но риском для «БСС» может быть тот факт, что рынок реагентов уже давно сформирован и поделен, особенно в сегменте частных диагностических лабораторий, предупреждают эксперты. «Многие из них закупают расходники напрямую, а тот же «Инвитро» даже начал производить отдельные расходные материалы самостоятельно. Естественно, такие компании едва ли будут обращаться в «БСС», — говорит Николай Беспалов.
Справка
Холдинг «БСС» основан в 1996 году. Основатель и глава компании — Эдуард Захрабеков. Под управление «БСС» находятся 13 филиалов, 232 аптеки под брендом «Алоэ». В товарной матрице «БСС» более 8 тыс. препаратов. По итогам 9 месяцев 2019 года «БСС» занимает 7 место в десятке крупнейших фармацевтических дистрибуторов России с долей 3,3%, подсчитала «АРЭНСИ Фарма». По данным СПАРК, оборот ООО «БСС» в 2018 году сократился на 3,8%, до 24,6 млрд руб., чистая прибыль составила 451,2 млн руб.