Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Японии число погибших из-за тайфуна «Хагибис» увеличилось до 39 человек Общество, 07:27 На красной ветке московского метро остановлено движение между 8 станциями Общество, 07:09 Подмосковные власти приостановили выдачу земли под рекультивацию «Ядрово» Общество, 07:00 Аналитики назвали регионы с самой дешевой арендой однокомнатной квартиры Общество, 06:52 NYT узнала о неудаче США в вывозе 50 особо опасных боевиков ИГ из Сирии Политика, 06:31 Комментарий к видео в YouTube впервые собрал больше 1 млн лайков Технологии и медиа, 06:23 Конгрессмен поздравил ВМС США фотографией с российским крейсером Политика, 05:23 Стали известны регионы — лидеры по строительству жилья Бизнес, 04:58 В Екатеринбурге огласили первые результаты выборов площадки для храма Общество, 04:56 В России началась последняя волна перехода на цифровое телевещание Технологии и медиа, 04:36 Зеленский попросил украинцев не делать «картинку» для российского ТВ Политика, 03:52 В Филадельфии при стрельбе на улице пострадали шесть человек Общество, 03:36 Франция вслед за США решила обезопасить своих военных в Сирии Политика, 03:21 Трамп заявил о выполнении Китаем одного из условий по торговой сделке Политика, 03:21
С.-Петербург ,  
0 
Петербургские аптеки рассказали о последствиях аномальной осени
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Непривычно теплые для Петербурга сентябрь и октябрь привели к снижению продаж противопростудных препаратов. Аптечные сети предполагают, что традиционный всплеск спроса на них будет позднее.

Осень без эпидемий

По данным еженедельного розничного аудита компании DSM Group, в Петербурге в период с 3 сентября по 4 ноября 2018 года продажи противопростудных препаратов (299 брендов БАД и лекарств) составили 1,96 млрд руб. в розничных ценах, или 8,9 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года в рублях объем продаж снизился на 13,1%, а в упаковках — на 19,8%. Тогда было продано 11,1 млн упаковок на 2,3 млрд руб. Падение в городе оказалось глубже, чем в России в целом, где продажи противопростудных препаратов за тот же период сократились на 7,8% в денежном и на 12,1% - в натуральном выражении - до 169,3 млн упаковок на сумму 32 млрд руб., указывают в DSM.

Юлия Нечаева, руководитель департамента стратегических исследований DSM Group, связывает падение объемов реализации с несовпадением сезонности вирусных заболеваний из-за теплой погоды осенью, а также широким охватом населения вакцинацией, которая набрала популярность за последние два года. Она прогнозирует, что с похолоданием продажи противопростудных средств вырастут. «Особенно сильно влияют перепады температур. Люди не успевают сменить одежду в соответствии с погодой», — говорит Юлия Нечаева.

«Объем продаж противопростудных препаратов во всех регионах присутствия сети в сентябре-октябре этого года снизился более чем на 6% в денежном выражении и более чем на 5% в упаковках в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В Петербурге продажи этого ассортимента сократились на 12,5% в денежном выражении и на 10% — в натуральном. Причина — на редкость сухая, теплая осень, что позволило избежать традиционного для сезона скачка заболеваемости ОРЗ и ОРВИ», — говорит генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.

В сети аптек «Алоэ» говорят, что частая смена погоды с теплой на холодную способствовала повышению спроса на данные препараты с конца августа, но пика продаж ждут во второй половине ноября. В «МегаФарм» всплеска спроса спроса на соответствующие группы лекарственных препаратов ожидают еще позднее — с декабря по март.

Сохранить масштаб

Основными трендами этого года стал рост числа аптек и сокращение рентабельности бизнеса, которое в свою очередь привело к задержкам платежей за поставки. По данным DSM Group, рынок аптек в первом полугодии 2018 года вырос на 2,6%, до 605 млрд руб. Темпы роста замедлились — в 2017 году объем рынка вырос на 6,5% в денежном выражении.

«В этом году мы видим тенденцию, которая тянется с прошлых лет: аптечные сети расширяются, укрупняются, приходят в новые города», — говорит Лилия Титова, исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО). Одновременно пошатнулась финансовая дисциплина розничного звена, констатирует она: «Отсрочка платежа удлиняется, аптеки не выполняют обязательства. Мы призываем на это обратить внимание. Дистрибьюторам советуем внимательно следить за возвратами».

Крупные участники рынка, которые расширяли свои сети в последние два года, сейчас сосредоточились на повышении эффективности работы. Так, аптечная сеть «Мега Фарм» (работает под брендами «А-Мега», «Да, здоров!», «Азбука Life»), которая активно развивается по всей России, в Северо-Западном регионе управляет сетью из 107 аптек, сфокусировалась на повышении эффективности бизнес-модели. «Это обеспечивает устойчивость в условиях давления таких отраслевых факторов, как региональная экспансия игроков рынка, перенасыщенность объектами фармритейла, общее снижение маржинальности и рост издержек на обеспечение ликвидности», — говорит представитель «Мега Фарм». По его словам, количество аптек меняться не будет, компания занимается их частичной релокацией в места с большей проходимостью.

Аналогичная стратегия — у аптечной сети «Алоэ», которая насчитывает 73 аптеки в Петербурге и Ленинградской области. «Согласно плану развития аптечной сети, мы закрываем малорентабельные аптеки и открываем точки в новых для нас локациях, а также новостройках» — говорит Виктор Сажин.

Под управлением компании «Ригла» в Петербурге 64 аптеки: 15 фарммаркетов «Ригла», 31 аптека у дома «Будь здоров!» и 18 дискаунтеров «Живика». «Северная столица — один из ключевых приоритетных регионов нашего развития, поэтому мы не намерены снижать темпы развития сети в городе», — говорит Александр Филиппов.

Компания «Вотоня» планирует до конца 2019 года довести количество своих аптек до 25 и более (сейчас — 9). Направление в компании называют перспективным: «Ни для кого не секрет, что лекарственные средства всегда будет востребованы у потребителей и являются товарами первой необходимости».

Не дожидаясь закона

Аптечные сети сетуют на растущее давление со стороны онлайн-торговцев лекарствами, деятельность которых пока запрещена законом. Так, в октябре СПФО, в который входят сети «Ригла», «Эркафарм», «Неофарм» и другие, направил жалобу на Ozon в Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и в прокуратуру. По результатам этого обращения Росздравнадзор вынес Ozon предостережение за продажу лекарств в интернете. Лилия Титова называет этот пример вопиющим, подчеркивая, что ретейлер принимал участие в публичном обсуждении легализации онлайн-торговли лекарствами.

Александр Филиппов надеется, что сложившаяся ситуация станет для регуляторов дополнительным аргументом в пользу как можно более оперативного решения на законодательном уровне вопроса об онлайн-продажах лекарств. Напомним, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом» был принят в первом чтении почти год назад, но до второго чтения до сих пор не дошел. Причина в том, что нет четкого решения, разрешать ли доставку рецептурных препаратов, объясняет Лилия Титова. «Наша позиция четкая — должна быть привязка онлайн-аптеки к розничной аптеке. Если препарат отпускается по рецепту, то только из рук фармацевта или провизора покупателю. Для этого нужна система электронных рецептов, которая пока тестируется».

В ожидании легализации аптечные сети уже развивают направление онлайн-торговли. «Как только регуляторы либерализуют рынок, онлайн начнет отъедать долю рынка у традиционной офлайн розницы. Мы готовимся к такому сценарию — у нас есть собственный проект, который мы развиваем в масштабах, необходимых для устойчивости на данном этапе», — говорят в «Мега Фарм». Аптечная сеть «Алоэ» сотрудничает с большим количеством интернет-агрегаторов, создавая дополнительный канал реализации препаратов. О планах по развитию онлайн-торговли говорят и другие игроки рынка.