Отельеры — о семьях с детьми, москвичах и иностранных туристах
Текущий год стал для российской индустрии гостеприимства, как и для многих других отраслей, годом потрясений. С российского рынка ушли международные сети отелей: Marriott International (отели Ritz-Carlton, Marriott, Sheraton и Renaissance), IHG (бренды HolidayInn, Crowne Plaza), Sokos и другие.
В отличие от прошлых лет, доля иностранных туристов из западных стран минимальна — как в таких условиях выживать и развиваться, обсуждали управляющие и собственники петербургских отелей на круглом столе Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) «Новая реальность отельного бизнеса».
Семьи вместо тургрупп
В Петербурге кардинально изменился портрет типичного клиента отелей. Раньше в высокий сезон многие ориентировались на прием туристических групп из зарубежных стран. Сейчас главные «гости» отелей — это отечественные туристы, которые путешествуют семьями.
«Сейчас в основном у нас русские гости. Если раньше мы были ориентированы на бизнес–путешественников, то сейчас у нас большой процент гостей, которые приезжают посмотреть на достопримечательности», — рассказала генеральный менеджер Crowne Plaza St.Petersburg Ligovsky Оксана Евсюкова. По ее словам, уход международного бренда повлиял на «видимость» отеля для крупных агентств и для корпоративных клиентов.
«Пока среди наших гостей доминирует Москва и Московская область, оттуда приезжает 80-85% [клиентов], загрузка растет ближе в выходным. Раньше было наоборот, мы отмечали пик загрузки в рабочие дни, деловой туризм был основным», — обрисовал ситуацию владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.
«Наш отель ранее был заточен на прием иностранных групп в летний период времени. Сейчас этого сегмента нет, групповой турист ушел», — говорит генеральный управляющий AirportcityPlaza St.Petersburg Федор Бахвалов. Зато, по его словам, растет число постояльцев с детьми. «В нашем отеле количество семей с детьми выросло в десятки раз», — подтверждает тренд генеральный директор «Гранд Отеля Европа» Юлия Пашковская.
Операционный менеджер Novotal Санкт-Петербург центр Ирина Биюнова рассказала, что сейчас в отеле одновременно может проживать до 60 детей. «У нас не все номера оборудованы дополнительными кроватями, раскладными креслами, порой номеров для размещения семей с детьми не хватает. Мы уже общается с собственниками о том, как решить проблему и закупить мебель», — отмечает говорит она. В Airportcity Plaza St.Petersburg уже пошли на дополнительные расходы и оборудовали в отеле специальную детскую комнату, которая пользуется большой популярностью. «Если вектор в геополитике сохранится, то российские семьи с детьми — это тот сегмент, с которым нам предстоит работать еще долго», — отмечает Федор Бахвалов.
Поиск новых рынков
Кроме того, петербургские отельеры активно присматриваются к новым странам. «Мы занимается привлечением гостей из новых для нас иностранных рынков. Это Иран и Бахрейн, также ищем новые потенциальные рынки — ими могут стать Индия, Эмираты, Катар. Недавно наш отдел продаж ездил в Казахстан, мы считаем, что это — новый сегмент гостей, в которых мы заинтересованы», — подчеркивает Ирина Биюнова. По ее словам, главный вопрос — в доступности перелетов, потому что сейчас авиабилеты в эти страны очень дорогие, начиная от 50 тыс. руб.
«Если будет пауза в специальной военной операции, мы надеемся, что появятся туристы из «дружественных» стран. В дальнейшем, если ситуация нормализуется, поедут и туристы из «недружественных» стран (в списке 48 государств, включая все страны ЕС и США — ред.). Опыт отелей в Крыму об этом говорит», — рассчитывает ЮнисТеймурханлы.
Стагнация на рынке
По словам руководителя гостиничного направления представительства ФРиО в Санкт-Петербурге Ольги Миротиной, пока даже оставшиеся в нашей стране сети отказались от планов по развитию и открытию новых объектов в Петербурге. «Сейчас наш рынок находится в стагнации, он очень зависит от геополитической ситуации», — соглашается Юлия Пашковская. — С учётом того, что мы потеряли 70% рынка (за счет снижения доли зарубежных туристов — ред.), то сейчас дефицита отелей в Петербурге нет, а в Москве — тем более».
«Наша отрасль сейчас будет очень непривлекательна для российских инвесторов, в короткой перспективе — точно», — подтверждает тезис Юнис Теймурханлы. Уже запущенные проекты, скорее всего, не бросят (средний цикл до запуска отеля в эксплуатацию составляет 5 лет), но новые проекты будут единичными, прогнозирует эксперт.
«Наша главная задача — сохранить в долгосрочной перспективе тот уровень сервиса, которые задали международные сети на площадках нашего года», —резюмирует Ольга Миротина.
Гостиничный рынок в цифрах
По оценкам Knight Frank StPetersburg, суммарный номерной фонд гостиниц Петербурга по состоянию на середину лета 2022 года составляет 23,7 тыс. юнитов в 147 объектах различной категории.По данным IPG.Estate, заполняемость петербургских гостиниц в первом полугодии 2022 года составила 71%, что на 21п.п. больше, чем в 2021 году. Во втором квартале 2022 года гостиничный рынок Санкт-Петербурга показал массовое снижение цен — в среднем на 8% за год, подсчитали в BecarAssetManagement. Отели «5 звезд» в апреле-июне подешевели на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, «4 звезды» — на 12%, «3 звезды» — на 13%. Стоимость номеров составила 19,2 тыс. рублей, 7,1 тыс. рублей и 4,4 тыс. рублей соответственно.
Повтор публикации от 09.08.2022