Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Грузоперевозчики предупредили о росте цен на продукты

Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Грузоперевозчики из Петербурга и других регионов страны активно протестуют против новых правил проезда по МКАД и въезда в Москву, которые должны вступить в силу 15 июня. Они предусматривают обязательное оформление пропусков в любое время суток. До этого ночью можно было ездить без пропусков. В ответ на протесты власти Москвы сделали уступку — малым грузовикам (до 12 тонн) отложили введение новых правил до конца 2021 года. Перевозчики прогнозируют рост своих издержек и повышение цен на товары, отправляемые из регионов России в Петербург (и из Петербурга, соответственно) — почти все они следуют через Москву.

Опасный приказ

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (Дептранс) издал приказ № 61-02-249/21 «О временных ограничениях движения грузовых автотранспортных средств в городе Москве». Он вводит обязательные пропуска для проезда грузовиков по МКАД и въезда на территорию Москвы в ночное время: с максимальной разрешенной массой более 12 тонн — с 15 июня 2021 года до 1 июля 2022 года, а с массой от 3,5 тонн до 12 тонн — с 31 декабря 2021 года до 31 декабря 2022 года. Власти считают, что новые ограничения разгрузят МКАД и уменьшат аварийность на ней.

В 2014 году такие пропуска были введены для всех грузовиков в дневное время. Таким образом, теперь проезд по МКАД и на въезд в Москву в любое время суток без пропуска запрещен. Единственная поблажка сделана для малых грузовиков — для них запрет вступает в силу 31 декабря 2021 года. Цель ужесточения режима — снизить нагрузку на МКАД для улучшения дорожной ситуации и снижения вреда экологии.

Ночная свобода закончилась

Московскими кольцевыми трассами (МКАД и ЦКАД) пользуются две категории грузоперевозчиков — для доставки грузов в Москву (или из Москвы) и для транзита, поскольку для нормального объезда столицы трасс до сих пор нет. В феврале 2021 года был введен полный запрет на проезд транзитных грузовиков по МКАД — им разрешено пользоваться только ЦКАД. Маржа у грузоперевозчиков небольшая, а ЦКАД — платная дорога, поэтому транзитные перевозчики нередко добавляют к основным грузам еще и московские (формируют «сборные» грузы) — чтобы иметь возможность воспользоваться бесплатной МКАД, а ночью — еще и без оформления пропуска (днем пропуска нужны). Теперь им придется либо оформлять пропуска даже для ночных поездок (транзитные грузы перевозят в основном большими фурами, более 12 тонн), либо отказываться от сборных грузов и ездить по ЦКАД.

За проезд без пропуска выписывается штраф (нарушения фиксируют камеры видеонаблюдения) в размере 5 тыс. руб. «с каждой камеры», которую проехал нарушитель. К тому же, по словам президента Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» (НАГАТ «Грузавтотранс») Владимира Матягина, Дептранс намерен ужесточить контроль за провоз сборных грузов — чтобы пресечь злоупотребления, когда перевозчик прописывает в договоре доставку части груза в Москву, хотя на самом деле делать этого не собирается (такого контракта у него нет) и на практике он едет транзитом.

Загоняют в угол

Проезд по ЦКАД увеличивает расходы на несколько тысяч рублей и время перевозки — объезд Москвы по ЦКАД длиннее, чем по МКАД, примерно на 100 км, к тому же, пробки там станут больше и средняя скорость упадет, утверждает Матягин. Поскольку большая часть всех российских грузоперевозок осуществляется через Москву (по некотором данным — порядка 60%), то очередное ужесточение московских правил сильно ударит по всему российскому рынку грузоперевозок — в этом Владимир Матягин согласен с высказываниями представителей грузоперевозочных компаний в СМИ, в том числе на сайте РБК.

При этом он отмечает, что главную проблему будет создавать не плата и перепробег на ЦКАД, а процедура оформления пропусков в ЦОДД («Центр организации дорожного движения» — структура мэрии Москвы). По этой причине наиболее тяжелые последствия он предсказывает не транзитным перевозчикам (они могут этого избежать и ехать по ЦКАД), а тем, кто возит грузы в Москву — у них другого выхода теперь нет (до сих пор они могли ездить без пропусков ночью). Это означает усиление «крепостного права», о котором грузоперевозчики говорили в прошлом году.

Посредников не избежать

О дефектах процедуры оформления пропусков для грузоперевозчиков в Москве РБК Петербург уже подробно писал. «Правила сформулированы довольно расплывчато, допускают разные толкования, в результате решение во многих случаях зависит от воли чиновника ЦОДД. В результате процветает произвол. Бывает даже, что на одну машину компании дают пропуск, а на другую, по такому же набору документов, отказывают», — утверждал в прошлом году Владимир Матягин, опираясь на свидетельства грузоперевозчиков.

С тех пор, как утверждают в СМИ представители бизнеса, ничего в лучшую сторону не изменилось. «Решения можно по-прежнему ждать до двух-трех недель; и чиновники, как и раньше, находят массу причин, нередко надуманных, отказывать в выдаче пропусков. Чтобы не срывать контракты, бизнесу, особенно малому и среднему, приходится обращаться к многочисленным посредникам, которые в большинстве случаев оформляют пропуска «отказникам». Причем камеры слежения на МКАД и на улицах Москвы фиксируют их как легальные, это значит, что они занесены в базу пропусков. Это яркий, хоть и косвенный, признак масштабной коррупции», — считает Владимир Матягин. Услуги посредников не дешевые — по опросам грузоперевозчиков, они берут в среднем от 10 тыс. руб. за машину в составе крупной заявки (порядка 100 грузовиков и больше) и до 50 тыс. руб., если нужно оформить одну-две машины.

Издержки бизнеса

Помимо роста издержек грузоперевозчиков, приказ Дептранса усиливает возможности монополизации рынка, считает Владимир Матягин. «У чиновников появляется больше возможностей вытеснять с рынка «чужаков» в пользу «своих», в которых они каким-то образом заинтересованы, — полагает эксперт. — А это может породить массовые акции протеста загнанных в угол перевозчиков, подобные тем, что проходили несколько лет назад при введении системы «Платон».

А рост издержек — неважно каких, то ли в виде платы и перепробега на ЦКАД, то ли в виде платы посредникам за пропуска на МКАД — неизбежно отразится на ценах перевозимых грузов. Для населения особенно болезненно повышение цен на продукты, которые и без того в последние полтора года растут высокими темпами. А на территорию Москвы больше всего везут именно продукты питания, подчеркивает Владимир Матягин.

Некоторые экономические эксперты утверждают, что основная причина роста цен в России — инфляция издержек, рост базовых тарифов (на газ, электроэнергию, транспорт и т.д.), а вовсе не избыток денег в экономике, как считают монетаристы в правительстве и ЦБ. Так что предстоящее повышение транспортных издержек, к которому неизбежно, как считают грузоперевозчики, приведет приказ Дептранса Москвы, внесет свой вклад в российскую инфляцию.

Повтор публикации от 11 июня 2021 года

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 18:17
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:30
В районе ростовского Новошахтинска сбили пять дроновПолитика, 22:17
Активы мировых ETF выросли на 30% и достигли $15 трлнИнвестиции, 22:15
Хинштейн попросил курских чиновников не дожидаться «волшебного пенделя»Политика, 22:13
WSJ узнала о пожелании Трампа разместить европейские войска на УкраинеПолитика, 22:10
Ротенберг заявил о требовании канадского ТВ вернуть российскую молодежкуСпорт, 22:05
Киев заявил о готовности «обнулить» транзит российского газаЭкономика, 21:46
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 21:38
Военная операция на Украине. ГлавноеПолитика, 21:37
Суд отправил под домашний арест инвестора футбольного клуба «Химки»Спорт, 21:32
ФПК разрешит провозить питомцев в фирменных поездах без выкупа всего купеОбщество, 21:31
«Финам» отложил на 2025 год планы по предоставлению доступа к рынку КНРИнвестиции, 21:24
Производитель заявил о возобновлении поставок Santo Stefano в БелоруссиюВино, 21:16