Лента новостей
Обвиняемые в приеме допинга российские биатлонисты уехали из Австрии 19:33, Общество Как правильно торговаться на рождественских ярмарках 19:10, РБК и Путешествие в Рождество Россельхознадзор выявил «ложный транзит» свиного жира из Германии 18:56, Общество В Колумбии спасли похищенную родственницу Габриэля Гарсиа Маркеса 18:56, Общество Минус 1% за полчаса: почему снижаются котировки на американских биржах 18:50, Quote Как за год изменились цены на вторичное жилье 18:41, PRO Бизнес-сериал: как сплотить команду за два дня 18:41, РБК и Volkswagen «Роснефть» решила сократить московский офис «Башнефти» 18:41, Бизнес Криптовалюта Ethereum подорожала на 5% 18:34, Крипто Лидер ЛДПР выступил на форуме «Стратегия развития: вызов молодым»​ 18:32, Пресс-релизы Путин счел «аллегорией» заявление о садистских наклонностях в судах 18:30, Общество Волкер допустил санкции против России после инцидента с украинскими ВМС 18:23, Политика Бывший врио главы Хакасии возглавил исполком ОНФ 18:15, Политика Чему можно научить свой умный дом 18:13, РБК и «Ингосстрах» Глава ЦППК объяснил замену экспрессов обычными электричками в Подмосковье 18:09, Бизнес Насколько россияне готовы к инновационным автомобилям 17:58, PRO СМИ узнали о росте доходов Порошенко за год в 12 раз 17:51, Политика Швеллер в один клик: как компании осваивают b2b-продажи в интернете 17:41, PRO Порошенко связал создание единой церкви на Украине с ее независимостью 17:38, Политика Искусственный интеллект написал трогательный сценарий рекламного ролика 17:35, РБК и Lexus 13 млн устройств пострадали от скрытых майнеров в 2018 году 17:32, Крипто Росстат зафиксировал замедление роста промышленного производства в стране 17:32, Экономика Le Monde узнала об участии Пригожина во встречах с лидерами боевиков ЦАР 17:26, Политика В Индии оппозиционер получил пожизненный срок за беспорядки 1984 года 17:24, Общество Суд утвердил мировую в споре обладателя прав на Ждуна с «МегаФоном» 17:21, Бизнес Вера в надежность денег: почему нужно уходить от депозитов к инвестициям 17:08, РБК и FW Raiffeisen Лидер «Шалтая-Болтая» — РБК: «Посмотрите, где я, а где тайные знания» 16:54, Общество Синод УПЦ запретил священнослужение двум уклонившимся в раскол архиереям 16:54, Политика
Петербургский порт принял «историческое» решение
Санкт-Петербург и область, 14 июн, 11:26
0
Петербургский порт принял «историческое» решение
Фото: Александр Чиженок/Интерпресс

В Большом морском порту Петербурга будет создано так называемое «портовое сообщество». Такое решение было принято на заседании консультативного совета Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), проходившего с участием чиновников и представителей бизнеса. Необходимость создания нового объединения подтверждается мировым опытом. Как объясняют инициаторы идеи, в перспективе этот шаг должен поднять рейтинг России и сократить издержки портовых терминалов.

Под одним брендом

«Портовое сообщество» — это, в сущности, ассоциация всех структур, работающих в порту. По словам члена правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, такая ассоциация нужна для позиционирования порта как единого участника рынка, вне зависимости от того, сколько и каких терминалов работает на его территории. «Опыт портов в Котке, Гамбурге и т.д. показывает, что такое позиционирование экономит средства терминалов при продвижении на мировом рынке, делает бренд города более узнаваемым и, в конечном счете, повышает привлекательность морского порта, — утверждает эксперт. — Санкт-Петербург же на всех выставках и мероприятиях всегда выступает разрозненными стендами разных игроков рынка».

Впрочем, цель объединения — не только маркетинг. «Портовое сообщество» призвано более эффективно решать и другие задачи. В частности, речь идет о ситуациях, когда для урегулировании серьезных проблем участникам рынка нужно иметь консолидированную позицию. Чаще всего такие проблемы возникают при взаимодействии бизнеса с органами власти и монополиями (например, РЖД). «Неэффективное взаимодействие коммерческих организаций и государственных контрольных служб в морских портах увеличивает издержки и затягивает сроки оформления товаров, — утверждает Юрий Ковалев. — Это отражено в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Международная Торговля», в котором Россия находится на 100-м месте. Это недостойно для нашей страны».

Еще одним аргументом в пользу консолидированной позиции может служить опыт Дальнего Востока. Закон «О свободном порте Владивосток» после его принятия вызвал немало нареканий среди бизнесменов, работающих в порту, однако в момент его обсуждения, голосов «против» не звучало. Это говорит о том, что навыки совместного отстаивания интересов у российских бизнесменов пока развиты слабо.

Задачи объединения портовых структур — сокращение расходов на маркетинг, а также возможность коллективной защиты интересов разных бизнесов, работающих в порту.

Единая IT-платформа

Важнейшим предназначением петербургского портового сообщества эксперты считают также создание единой информационной системы (IT-платформы) и цифровых стандартов взаимодействия клиентов с портовыми операторами и государственными контролирующими органами. «Во всём мире портовое сообщество является активным участником процессов информатизации всех процедур. Это сегодняшнее решение очень важное. Дай бог нашему портовому бизнесу его исполнить», — заявил на заседании первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов, назвавший решение о создании портового сообщества «историческим».

По словам начальника Балтийской таможни Сергея Сенько, предоставление сведений из IT-систем бизнес-сообщества позволит таможенным органам сократить сроки оформления грузов. Он отметил, что «активный обмен допустимыми сведениями, без сомнения, приведёт к упрощению различных процедур, имеющих место в морском порту». «Совместный поиск проблемных вопросов, а также путей их решения позволит в значительной степени повысить эффективность взаимодействия, снизить необоснованные материальные и временные затраты участников, что в свою очередь позволит Российской Федерации повысить свои позиции в рейтинге Всемирного банка по направлению «Международная торговля», — уверен начальник Балтийской таможни.

Единая IT-платформа, разработка которой уже началась, будет интегрирована с государственным порталом «Морской порт» ФТС России. «Наш портал, который мы несколько лет назад начали развивать, выкраивая на него деньги, выделенные на информационное развитие таможни, мы не оставим, так как на это есть поручение Правительства. Туда вложено много сил, он важен для работы государственных контролирующих органов», — цитирует заявление Руслана Давыдова профессиональный портал ПРОВЭД. Свой прототип IT-платформы, которая «умеет» работать с «Морским портом», представил на совещании крупнейший мировой морской перевозчик «Maersk».

Непростая задача

Как будет организовано «портовое сообщество», пока не известно — детали прорабатываются. Юрий Ковалев считает неплохим образцом портовое комьюнити Гамбурга, юридически оформленное двумя организациями — Hafen Hamburg Marketing, отвечающей за маркетинговое продвижение Гамбурга, и DAKOSY, информационного интегратора, реализовавшего «единое окно» в порту Гамбурга. Голоса учредителей распределены в равных долях между операторами портовых терминалов, судоходными компаниями и экспедиторами. В то же время, с учетом российской специфики эксперт считает необходимым приглашать в сообщество бизнес-ассоциации, таможенных представителей и IT-интеграторов.

Моделью, по которой создано новое объединение, послужила практика многих крупных портов мира, включая Гамбург и Котке.

Задачу добровольного объединения участников рынка Ковалев считает нетривиальной. «Очевидно, что вновь созданное комьюнити поставит под вопрос право некоторых профессиональных объединений монопольно выступать от имени игроков рынка. Это рождает у них очевидную ревность и досаду, выливающуюся в иронию и желчь, — сетует член правления «Гермеса» — Хотя никто не запрещает им самим включиться в комьюнити и внутри сообщества отстаивать интересы своих участников. Многие профессиональные объединения, работающие в порту Санкт-Петербурга, причастны к этой идее и будут работать внутри комьюнити. Учитывая невысокий опыт самоорганизации российского бизнеса, задача предстоит нетривиальная».

Он подчеркивает также важность конструктивного диалога портового сообщества с ФТС, являющимся главным федеральным органом исполнительной власти в порту. «Сообщество, с самого начала ведущее конструктивный диалог с ФТС, равно как и с другими органами власти, будет намного эффективнее решать проблемы отрасли», — уверен Юрий Ковалев.