В России появится еще одна профессиональная хоккейная лига

Ведущие любительские хоккейные клубы в городах Северо-Запада России объединятся в региональную профессиональную хоккейную лигу. Как рассказал РБК Петербург один из создателей лиги Виктор Борисенков, выход на профессиональный уровень должен повысить коммерческую привлекательность клубов для их спонсоров, которые смогут зарабатывать на трансферах игроков и увеличить доходы от рекламы. Однако эксперты скептически оценивают коммерческие перспективы проекта.
Новые высоты
Участие в лиге, по словам Борисенкова, рассматривают сразу несколько команд. В настоящий момент организаторы лиги ведут переговоры с семью хоккейными клубами — потенциальными участниками соревнований. Это клубы «ВВСС Пулково», «Петроград» (оба из Петербурга), ХК «ВДВ-Купол» (Псков), ХК «Новгородский варяг» (Великий Новгород), ХК «Северные хаски» (Мурманск), «Карелтрансгаз» (Петрозаводск), «УАВР Газпром трансгаз Ухта». Кроме упомянутых команд, в следующих сезонах в лигу планируют заявиться клубы из Минска и Калининграда, говорит Борисенков.
Выход на профессиональный уровень интересен им в первую очередь с точки зрения возможностей коммерциализации хоккейных клубов, а также усиления «социального» эффекта от инвестиций благодаря повышению статуса команд. «Профессиональный спорт отличается от любительского в первую очередь тем, что спортсмены заключают с клубом контракт. В контракте чаще всего прописаны отступные за игрока, то есть вознаграждение, которое клуб получит за трансфер спортсмена в другую команду», — поясняет Борисенков.
Вывод хоккейных клубов на профессиональный уровень интересен их спонсорам в первую очередь с точки зрения возможности извлечения прибыли.
Нет конкуренции — нет спонсоров
Однако, как считает генеральный менеджер клуба «Балткомплект» Санкт-Петербургской хоккейной лиги Никита Тарасевич, если у лиги не будет внятной стратегии, гарантирующей клубам адекватную конкуренцию, то спонсоры, ориентированные на долгосрочное развитие команд, в нее не придут.
«Адекватному бизнесу, который может и умеет выстроить эффективную модель работы клуба, не интересно соревноваться с командами с гос- и газподдержкой. Когда у одной команды бюджет — 100 млн, а у других — 100 тыс. — это не спорт и не бизнес. Пока спонсору нравится хоккей, клуб живет. Как только он уходит, клуб разваливается и снимается с соревнований. Потому что кроме этого конкретного спонсора, команда оказывается никому не интересна, шанс ее коммерческого успеха — нулевой», — поясняет Тарасевич.
Именно такая участь, по его мнению, ожидает создаваемую на Северо-Западе лигу, если базовые принципы финансового fair play (честной конкуренции по размеру клубных бюджетов) не будут сформулированы.
Без внятной стратегии, которая гарантировала бы адекватную конкуренцию между клубами, привлечь серьезных спонсоров в лигу не удастся.
Деньги — не главное
Впрочем, как рассказал РБК Петербург директор мурманского клуба «Северные хаски» Павел Петряков, спонсоров команды (рыбопромышленный холдинг «Норебо» и Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум) интересуют в первую очередь имиджевая выгода, а не коммерческие результаты. Сезонный бюджет клуба составляет, по словам Петрякова, около 65 млн руб.
«Мурманские хаски» рассматривает Северо-Западную хоккейную лигу как стартовую площадку для вступления в Молодежную хоккейную лигу (МХЛ — профессиональная лига для игроков не старше 21 года — ред.), говорит Петряков.
«Мы уже пытались попасть в МХЛ в прошлые годы, однако не смогли найти нужного объема финансирования. Мы планируем начать с СЗХЛ, потому что участие в любой профессиональной лиге повышает статус команды, обеспечивает игроков регулярной игровой практикой. Это позволит нам на практике доказать потенциальным спонсорам состоятельность клуба, силу его бренда, эффективность модели. Даже в нынешнем статусе на матчах «Северных хасок» — аншлаг. Мы собираем полные трибуны — более 2 тыс. зрителей — при стоимости билета в 200-300 руб. Даже в МХЛ большая часть команд с почти бесплатным билетом не обеспечивает такую заполняемость», — рассказал Петряков.
По словам старшего инструктора по спорту управляющей компании аэропорта Пулково «Воздушные Ворота Северной Столицы» Дениса Козьмина (курирует ХК «ВВСС Пулково»), от вступления в лигу команда ожидает более высокого (по сравнению с любительским) уровня организации соревнований и самой игры, а также более динамичного роста мастерства игроков за счет более жесткой конкуренции.
Подводные камни
Однако не исключено, что настоящая цель спонсоров клубов — получить дополнительный аргумент в диалоге с региональными чиновниками, полагает бывший игрок сборной России по хоккею Максим Сушинский. Возможен, по его мнению, и другой вариант — спонсорство может оказаться «добровольно-принудительной» социальной функцией. В этом случае ждать коммерческих или спортивных достижений от новой лиги не стоит, опасается Сушинский.
«Исходя из общей ситуации в российском спорте, я не уверен, что клубы этой лиги будут хотя бы отдаленно похожи на бизнес. Если они не будут похожи на бизнес, то вероятность того, что спонсоры будут подходить к построению клубов профессионально, мне кажется, не очень высока. Ну, будет у нас еще одна лига, ну и что?» — задается вопросом собеседник РБК Петербург.
Не исключено, что настоящая цель спонсоров клубов — получить дополнительный аргумент в диалоге с региональными чиновниками. В этом случае ждать спортивных и коммерческих успехов от новой лиги не стоит.
Работа без зарплаты
Впрочем, у организаторов проекта по созданию новой хоккейной лиги есть и еще одна задача — создать рабочие места для нетрудоустроенных выпускников хоккейных школ, рассказал Борисенков.
«Существует целый пласт не востребованных в профессиональном хоккее игроков достаточно высокого уровня игры — выпускники спортивных школ, экс-профессионалы. Региональные власти готовы создавать команды на базе таких хоккейных кадров, однако чемпионата, соответствующего уровню их игры и бюджета, в настоящий момент в России нет», — пояснил Борисенков.
Однако и проблему трудоустройства невозможно будет решить без серьезных спонсоров, уверен Тарасевич. Поэтому главной задачей организаторов лиги должно быть создание привлекательного для зрителей чемпионата. «Проблема с нетрудоустроенными игроками существует уже лет 10. Только в Петербурге можно создать 5-7 лиг из хоккеистов, не имеющих прописки в профессиональных клубах. Однако если новая лига не будет интересна бизнесу, то ожидать, что спонсоры будут платить игрокам адекватную зарплату не стоит. Вряд ли кому-то будет интересно убиваться на площадке за тысячу рублей», — резюмирует Тарасевич.