Аптечный рынок Санкт-Петербурга удивил аналитиков
В Петербурге за прошлый год количество действующих аптек выросло на 189 точек — до 2217. Об этом РБК Петербург сообщили в маркетинговом агентстве DSM Group. По словам аналитиков, растут и продажи аптек в денежном выражении. Ассортимент лекарственных препаратов, однако, стремительно сокращается.
Ожидания не оправдались
Как сообщили РБК Петербург в DSM Group, лидером по открытию новых точек в Петербурге стала московская сеть «Неофарм», она открыла 34 аптеки. На втором месте оказались краснодарская сеть «Апрель» и самарская «Имплозия» — они открыли по 33 точки каждая. 32 новые аптеки открыла московская сеть Group 36,6. Еще 22 новые точки появились у самарской «Виты».
При этом лидеры по числу новых открытий не занимают бОльшую часть петербургского аптечного рынка. По данным аналитической компании RNC Pharma, по итогу третьего квартала 2022 года (это последние доступные данные), на «Неофарм» приходилось 7,3% рознично-коммерческого рынка лекарств, на сеть «Вита» — 5,4%, на «Имплозию» — 3,1%, на аптеки «36,6» — всего 2,6% рынка. БОльшая доля рынка приходилась на объединенную аптечную сеть «Эркафарм» (сети «Озерки», «Доктор Столетов» и др.) и «Мелодия здоровья» — 20,3%, «Петербургские аптеки» — 10,7%, «Невис» — 8,5%.
Результат рынка оказался неожиданным. В середине прошлого года эксперты фармацевтической отрасли и игроки рынка прогнозировали другую тенденцию — сокращение рынка из-за вероятного банкротства аптек. Проблемы у некоторых игроков могли возникнуть из-за дебиторской задолженности, напомнил генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк на конференции, посвященной итогам года на фармрынке. «В марте [2022 года] аптеки набрали товар, боясь, что он повысится в цене и будет дефицитный. Но пришёл апрель, [потребительский] спрос упал — и аптеки остались с большим количеством товаров, за который надо было расплачиваться. У многих просто не было ресурсов, но, судя по всему, повального банкротства это не вызвало», — сказал Шуляк. По его словам, аптекам удалось договориться с дистрибуторами, потому что банкротство оказывается невыгодным для обеих сторон. «Что можно взять с аптек: остатки товаров и мебель? Дистрибутору намного выгоднее, чтобы аптека расплатилась по своим долгам», — отметил Шуляк.
Петербургская тенденция, связанная с ростом числа аптечных точек, вписывается в общероссийскую. По данным DSM Group, по итогу 2022 году в стране насчитывается 69 477 действующих аптеки, по сравнению с концом 2021 года их стало больше на 3,9 тыс.
Активный игрок розницы
То, что аптеки являются активным игроком розничного рынка, подтверждают консультанты коммерческой недвижимости. По словам партнер «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Станислава Ступникова, их присутствие во встроенных помещениях жилых кварталов усилилось с 2020 года. «Во всех наших проектах, либо когда мы строим апартаменты, либо когда мы реализуем проекты в торговых центрах, либо когда работаем с застройщиками по жилью, всегда аптеки входят в топ-арендаторов наравне с продуктовыми магазинами и булочными. И это касается любого района», — говорит эксперт. По наблюдениям Ступникова, в жилых кварталах Петербурга чаще всего в прошлом году аптеки открывали сети «36,6», «Горздрав», «ЛекОптТорг», «Невис», «Неофарм».
Аптечные сети увеличили не только количество точек, но и выручку. Ёмкость аптечного рынка в России по итогу 2022 года выросла на 15%, до 1 трлн 677 млрд руб. в ценах конечного потребителя, следует из данных DSM Group. По словам Сергея Шуляка, высокий спрос на лекарства сохраняется за счёт противовирусных препаратов. «Много людей лечились от «ковида» сами. Штаммы вируса, которые были в 2022 году, легче переносились пациентами. Кто-то болел по второму, по третьему разу и иммунитет справлялся более спокойно с «ковидом», — сказал Шуляк, пояснив, что люди чаще лечились на дому и самостоятельно покупали лекарства.
Ассортимент сокращается
Расцвет аптечного рынка — и в финансовых, и в количественных показателях — происходит одновременно с сокращением ассортимента лекарств. По данным DSM Group, если в 2021 году в российских аптеках присутствовало порядка 23,5 тыс. SKU, то в 2022 году их количество сократилось на 8% до 21,6 тыс.SKU.
«Лидеры по уходу [с рынка] — дорогостоящие препараты, применяемые при различных нозологиях и патологиях: «Кадсила», «Октагам», «Актинолизат», «Кевзара» и др. Они стали уходить из розницы, но ещё есть в госсегменте», — сказал Сергей Шуляк. По его словам, в поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) такая ситуация связана с тем, что стоимость производства и доставки лекарств увеличилась из-за нарушения логистических цепочек и стала выше, чем зарегистрированная предельная цена на ЖНВЛП в России.