В Петербурге изменится стоимость вывоза мусора
Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении законопроект о внесении изменений в региональный Экологический кодекс. По нему городское правительство наделяется полномочием определять способ и порядок расчета объема или массы твердых коммунальных отходов (ТКО) для расчетов с потребителями услуг регионального мусорного оператора. Такое полномочие было в августе нынешнего года передано на региональный уровень соответствующим федеральным законом (N 476-ФЗ). Теперь петербургские власти решили зафиксировать его в местном законодательстве. По мнению экспертов, нововведение может отразиться на платежах для населения.
Важно для всех
«Мы полагаем, что реализация данного полномочия необходима для детализации процедуры обращения с ТКО, — заявил представлявший законопроект депутат Алексей Макаров. — Это позволит более точно рассчитывать стоимость услуг по обращению с ТКО для потребителей».
По мнению члена президиума Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Кирилла Захаряна, это важно для всех категорий плательщиков за мусор, но напрямую касается только двух: компаний, располагающихся в обособленных помещениях и имеющих прямые договоры с регоператором (они платят не по нормативам, а по фактическому объему образующегося мусора), и жители многоквартирных домов (МКД), которые сумели добиться права платить за мусор по факту, а не по нормативу. По словам Захаряна, таких МКД пока в Петербурге очень мало — в его Ассоциации их порядка 5%, а всего в города их 62, по данным депутата Михаила Амосова.
Основная часть жителей города и значительная часть бизнеса (например, располагающегося на первых этажах жилых домов) в настоящий момент платит за вывоз мусора по нормативам. Для них способ расчета объема ТКО напрямую неактуален — он имеет значение только при расчете этих нормативов.
Методика несовершенна
Применяемая сейчас методика расчета нормативов, составной частью которой является и способ расчета объема/массы ТКО, страдает серьезными дефектами и порождает конфликты, считают эксперты. Так, как ранее сообщал РБК Петербург, нынешний норматив исходит из объема в 735 кг мусора в год для квартиры площадью 50 кв. м. Эта цифра явно завышены, считает президент Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова, если исходить из средней по Петербургу обеспеченности жильем в 27,7 кв. м на человека (по официальным данным за 2021 год). Такое завышение происходит из-за непрозрачной и сильно усложненной, по ее мнению, методики расчета, которая дает возможность манипулировать параметрами.
Например, указывает Гульнара Борисова, МКД платят регоператору за мусор исходя из его объема, а с полигонами и переработчиками сам регоператор рассчитывается по весу ТКО. При переводе объема в вес применятся коэффициент (параметр плотности мусора), расчет которого непрозрачен. Плотность мусора кардинально зависит от степени его уплотнения, что дает поле для злоупотреблений, считает эксперт. Также возможности манипуляций создает методика расчета нормативов накопления, говорит Гульнара Борисова.
Эти примеры иллюстрируют важность как методики расчета нормативов, так и способа и порядка расчета объема/массы твердых коммунальных отходов, говорит Алексей Макаров, и принятие поправок к Экологическому кодексу «позволит приблизиться к установлению реальных объемов ТКО, которые образуются у потребителей».
Хотят платить по факту
В Петербурге в последние годы все больше жителей хотят платить за мусор не по нормативу, а по факту, отмечает соавтор законопроекта Алексей Макаров. Как показала практика, существовавшая до начала мусорной реформы в Петербурге (1 января 2022 года), это во многих случаях сокращает плату до 3 раз.
Как подчеркивает Кирилл Захарян, само право потребителей платить по факту давно предусмотрено федеральным законодательством, и региональные власти обязаны его предоставлять, но зачастую они разными способами избегают этого. Например, в Петербурге регоператор при поддержке Смольного увязал реализацию этого права с организацией раздельного сбора ТКО, используя расплывчатые формулировки федерального законодательства. Это увязка, зафиксированная 1 июля 2022 года в «Порядке накопления ТКО в Санкт-Петербурге», породила конфликты жителей с регоператором, о которых неоднократно писал РБК Петербург. В марте 2023 года активисты через суд добились устранения самого распространенного препятствия — требования регоператора организовывать раздельное накопление ТКО по правилам, установленным правительством Петербурга. Но саму привязку платы по факту к обязанности организовывать раздельный сбор суды по-прежнему считают необходимой. Это также служит препятствием для перехода на оплату по факту.
Поправки в законопроект принимаются до 1 февраля 2024 года.