Забавная бюрократия: как в Петербурге режут парки и скверы
На днях депутаты петербургского парламента приняли в первом чтении сразу два закона о внесении изменений в перечень зеленых насаждений общего пользования. Документ предполагает корректировку границ 52 парков и исключение десяти территорий из списка зеленых насаждений. Активные горожане высказывали опасения, что Петербург может лишиться более 20 га зеленых насаждений. Однако стоит сказать, что это тот редкий случай, когда существенных поводов для тревоги нет.
Публично и очень обоснованно
Основная цель корректировки — техническое соединение двух списков зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Речь идет о городском и внутриквартальном озеленении (которые сейчас переходят в категорию ЗНОП местного значения).
Естественно, в процессе развития города появляются запросы на сокращение территорий парков. Некоторые из этих запросов могут быть разумными. Для того, чтобы изменение границ происходило публично и очень-очень-очень обоснованно, 10 лет назад было придумано, что перечень должен утверждаться законом вместе с картами — закон невозможно изменить «втихаря».
Три списка
В новом перечне будут фигурировать три новые категории: территории зеленых насаждений городского значения, местного значения и резерва озеленения. Территориями городского значения пользуется неограниченный круг лиц. Это городские парки и скверы — они формируют облик открытых городских пространств, и за них отвечает комитет по благоустройству Смольного. К этой категории в обязательном порядке относятся все насаждения, которые находятся на территории объектов культурного наследия. По большей части в этот перечень входят и околоводные зеленые насаждения.
Зеленые насаждения местного значения служат для отдыха жителей определенного квартала. Эти территории, насыщаются инфраструктурой повседневного отдыха: детскими и спортивными площадками и пр. За ними ухаживают муниципальные образования.
Наконец, земли резерва озеленения — это большие, неблагоустроенные территории, на благоустройство которых пока нет денег. Но город считает, что эти земли застраивать нельзя и в перспективе здесь должен быть создан городской или местный парк или сквер.
Для чего это нужно? Объединение в один список позволяет оперативно перебрасывать какие-то территории из одной категории в другую в зависимости от наличия денег в городском или муниципальных бюджетах. Часто муниципалы говорят: «Ой, у нас нет денег, не включайте в этом году эту территорию в список зеленых насаждений внутриквартального озеленения». А на другой год просят включить обратно. В итоге нашли удобное решение. Собственно, перевод территории из одной группы в другую не несет никакой опасности.
Скандальные подробности
Хотя большая часть законов — это «художественное вырезание», уточнение границ зеленых насаждений с учетом проведенного межевания территории, здесь есть несколько крупных спорных сюжетов. Самый главный — предложение об исключении из списка ЗНОП парка на развилке Выборгского шоссе и Каменки площадью 21 га. На этом месте хотят построить профессиональную велосипедную и лыжную трассу.
Зачем исключать? Проектированием трассы занимается комитет по физической культуре и спорту, который не может это делать на территории, которая сейчас подведомственна комитету по благоустройству. Это бюрократическая «заморочка». Физкультурники говорят: «Вообще-то весь парк нам не нужен, но мы не знаем, каким путем будет проходить трасса. Поэтому давайте исключим все». Смешно? Казалось бы, можно заранее прикинуть, как пройдет трасса. Но нет — на это нужны бюджетные деньги, а их так просто не потратить.
Однако проект трассы обрастает и другими скандальными подробностями. Я выяснил, что этот парк находится в границах зоны охраняемого ландшафта и охранной зоны объекта культурного наследия. Ни там, ни там возводить объекты капитального строительства категорически нельзя. На следующей неделе будет заседание профильной комиссии, будем как-то решать эту проблему. Видимо, будет найден компромиссный вариант. И трасса нужна, но и парк ликвидировать — неправильно.
Можно исправить
Эта ситуация ставит перед нами вопрос о совершенствовании законодательства. Раньше мы не сталкивались с таким типом объектов, как профессиональные велосипедные дорожки в парках. Может быть, надо просто поправить законодательство так, чтобы их можно было размещать в парках без вырезания зеленых насаждений.
Подобный пример произошел с коллекторами «Водоканала», для строительства которых предлагается отрезать часть Малоохтинского парка. На момент, когда готовился проект закона, коллекторы нельзя было размещать на территории ЗНОП. Соответственно, для строительства подземных сооружений (!) требовалось исключить часть парка из списка зеленых насаждений.
В итоге изменили базовый закон о зеленых насаждениях коллекторы можно размещать на территориях зеленых насаждений, поскольку они находятся глубоко под землей. Естественно, при условии восстановления благоустройства после стройки. Теперь вырезать кусок парка не нужно, так что, я думаю, эти изменения не будут приняты в итоговом документе.
Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.