Власти анонсировали долгожданный транспортный проект на юге Петербурга
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) включил в проект Адресно-инвестиционной программы (АИП) на 2026 и плановые 2027-2028 годы реконструкцию транспортной развязки на съезде с Кольцевой автодороги (КАД) на Дачный проспект. Петербуржцы долгие годы жалуются на непрекращающиеся пробки в этой локации. По мнению чиновников, решить проблему можно за 2,7 млрд руб. — за счет обустройства дополнительного разворота, расширения проезжей части и строительства нового съезда. Однако эксперты транспортной отрасли настроены более скептично — по их мнению, сам проект может оказаться неэффективным, а эффект от него — краткосрочным.
Спор о целесообразности
Реконструкцию развязки обсуждали в ходе заседания бюджетно-финансового комитета в Законодательном собрании. Проблема пробки в этой локации существует не первый год. В последний раз губернатор Петербурга поднимал вопрос в конце 2024 года. Тогда он анонсировал, что реконструкцию развязки проведут в 2027-2030 годах. Планируется, что в рамках проекта будут построены дополнительная полоса к пересечению Дачного и бульвара Новаторов, съезд с КАД на проспект Народного Ополчения, а также расширена до четырех полос проезжая часть от Новаторов до улицы Подводника Кузьмина. Дополнительную полосу на Дачном проспекте сделают за счет сноса неофициального сквера — около 100-150 деревьев — перед домами № 34,36 и 38. Таким образом, расстояние от домов до трассы сократится с 25 до 7 м.
Аналогичный проект продвигал еще в 2018 году на тот момент вице–губернатор Петербурга Игорь Албин, однако он так и не был реализован. Сейчас, судя по данным АИП, КРТИ запрашивает на проект 2,7 млрд руб. В 2026-2028 годах планируют потратить 500 млн руб. В 2029 году работы планируют завершить.
Власти считают, что это решит проблему с пробками в этой локации. Однако, как отметил депутат и председатель комиссии по транспорту и развития транспортной инфраструктуры Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев, ситуация за годы успела измениться — из-за того, что население Красносельского района увеличилось, проспект Народного Ополчения теперь тоже стоит в пробке — соответственно, создание разворота на проспект Народного Ополчения за счет строительства еще одной полосы на Дачном проспекте проблему не решит, но добавит неудобств жителям нескольких домов.
«Вы пробку отправите в пробку, которая образовалась из-за того, что район вырос. Кроме того, под удар попадут 400 человек, живущих в хрущевках. Там износ домов 70–80%, пойдут трещины. Кто потом это будет компенсировать? Проект из той же серии, что борьба с «мостом глупости» и бакланами на крыше «Газпром Арены» — по сути пиар, а не решение проблемы. Почему мы не можем хотя бы по этому развороту признать, что идея нерабочая?», — поинтересовался Цивилев в ходе заседания.
В КРТИ, напротив, уверены, что проект необходим. По словам главы комитета Евгения Варова, жители сами просили губернатора обустроить разворот в ходе прямой линии в 2024 году.
«Перекресток с проспектом Ветеранов постоянно забит, потому что люди пытаются на нем развернуться и уехать на проспект Народного Ополчения. Проектом предусматривается как съезд с Дачного проспекта на Народное Ополчение, так и расширение самого перекрестка с проспектом Ветеранов. Там будут созданы переходно-скоростные полосы, отрегулировано светофорное движение. В этом месте очаг застоя будет ликвидирован. <…> Проект сегодня подлежит реализации», — сообщил Варов.
Алексей Цивилев также подчеркнул, что с 2018 года власти не провели ни одной встречи с жителями. При этом на общественных обсуждениях Генплана к проекту было подано 70 замечаний, однако все они были отклонены. Варов отметил, что власти никогда не отказывались от обсуждения и отвечали на все вопросы в ходе публичных слушаний — в результате проект планировки был утвержден. Приближение дороги до 7 метров к жилым домам также не смутило представителей КРТИ — Варов напомнил, что на Невском проспекте дома стоят на расстоянии 3 метров от проезжей части.
Пробка неизбежна
Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин полагает, что проблема пробки в этой локации нерешаема, как и в случае со съездами с КАД в Мурино или Кудрово. Одна из ключевых причин — в изначально небольшой длине соединения между КАД и городской сетью.
«Но в целом тут ситуация из серии — добавим еще одну полосочку и все поедет. Город перенаселен, плотность населения дикая, помочь можно только средствами общественного транспорта — запуском трамвая по выделенной полосе, либо выделением дополнительной полосы для автобуса. Все, что делается для машин, приведет только к еще большим пробкам. Было три ряда, а станет пробка в четыре ряда, соответственно», — считает Валдин. Расширение дороги и обустройство разворота, по его мнению, может облегчить движение на непрдолжительный срок.
Главный инженер проектов бюро «Лабград» Илья Резников считает, что эффективность предложенных властями мер можно оценить только с помощью просчета вариантов методами математического моделирования. При этом, по его мнению, появление еще одного направления для движения транспорта на съезде с крупной магистрали в любом случае является хорошим решением, так как обеспечивает больше вариантов движения.
«Один транспортный узел действительно нельзя рассматривать без контекста. Но также неправильно говорить, что съезд на проспект Народного Ополчения не нужен только потому, что на проспекте теперь стало больше заторов. Заторов там во все стороны достаточно — и нужно комплексно смотреть, куда транспорт пойдет далее, и как решать уже там «узкие места», — говорит эксперт.
В то же время Резников отмечает, что существующая конфигурация развязки, которая приводит транспорт на Дачный проспект с КАДа, ЗСД и со стороны Московского района, была неудачной изначально. Связано это с тем, что суммарная пропускная способность всех эстакад, ведущих на проспект, больше, чем у самого проспекта в районе его перекрестка с бульваром Новаторов.
«Пробка здесь фактически неизбежна. То есть делать там что-то нужно в любом случае, и давно», — заключает Резников.
Долгая история
Впрочем, решить проблему попытки уже были — водители ждут разрешения ситуации не первый год. Жалобы на пробки начались вскоре после завершения строительства КАД — съезд с него устремил транспортные потоки на перекресток Дачного проспекта и бульвара Новаторов. Пропускная способность перекрестка быстро иссякла — количество домов в районе, как и людей, с годами только увеличивалось, что сделало пробку хронической. В 2018 году обсуждение дошло до властей.
Тогда инициатором проекта выступал сейчас уже бывший вице–губернатор Петербурга Игорь Албин. План был почти аналогичный текущему — построить дополнительный разворот на Дачном в сторону пр. Народного Ополчения на участке между КАД и бульваром Новаторов, а также обустроить дополнительную полосу для правого поворота с Дачного на Новаторов. Губернатор Петербурга Александр Беглов анонсировал завершение строительства на 2024 год, проект планировки утвердили, однако дальше дело не пошло. Второе заявление главы города насчет этой развязки было сделано уже в конце 2024 года.
Повтор публикации от 11.09.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram