Следствие не выяснило, кто осуществил подрыв "Невского экспресса" в 2009г.
Тверской областной суд начал накануне, 12 сентября 2011г., рассмотрение по существу дела о подрыве поезда "Невский экспресс", совершенном в 2009г.
Несмотря на то что рассмотрение дела проходило в закрытом режиме, некоторые подробности происходящего в зале суда публикует газета "Коммерсантъ".
Как следует из материалов дела, непосредственными организаторами подрыва поезда "Невский экспресс" являлись Александр Тихомиров, известный как Саид Бурятский, и старший из семьи Картоевых.
В конце августа 2009г. Тухан Картоев и его сообщник Батыр Толдиев, судьба которого до сих пор неясна, приобретя в ингушском селении Экажево ВАЗ-2114 за 175 тыс. руб., отправились на разведку в Тверскую область, по которой проходит Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург. Для последующего минирования они выбрали 284-й км железной дороги – перегон между станциями Алешинка и Угловка.
Через две недели в Экажево с помощью подсудимых была изготовлена бомба на основе гексогеносодержащего взрывчатого вещества промышленного производства. СВУ спрятали в бензобак "Жигулей", однако на место теракта довезти бомбу в боевом состоянии не удалось – бенз ин разъел пленку и испортил взрывчатку.
В следующую поездку взрывники отправились 22 ноября 2011г.. На этот раз с собой диверсанты взяли две бомбы. К гексогеновой добавилось СВУ, сделанное на основе двух гранат ВОГ-17 для подствольного гранатомета. Оба устройства они спрятали в тайниках, оборудованных в кузове ВАЗ-2114. Чтобы не попасться, поехали не через Северную Осетию, где тщательно досматривают машины из Ингушетии, а через соседнюю Кабардино-Балкарию.
Заминировав полотно и установив вторую бомбу неподалеку, под опорой ЛЭП, террористы вернулись в Экажево. Последующие подрывы, по данным следствия, осуществили "неустановленные лица".
Напомним, 27 ноября 2009г. в 21:25 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги на перегоне Алешинка – Угловка с рельсов сошли два последних вагона пассажирского поезда №166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Петербург. По основной версии правоохранительных органов, причина аварии – подрыв неустановленного взрывного устройства, мощность которого составила около 7 кг в тротиловом эквиваленте. Жертвами катастрофы стали 28 человек.