В Финляндии профсоюз и работодатели достигли компромисса
Профсоюз работников авиационной сферы Финляндии (IAU) и ассоциация работодателей Palta, представляющая авиакомпании, наземные службы и обслуживающие организации, договорились об отмене запланированных на середину июля забастовок. Об этом сообщили в Офисе национального посредника Финляндии (Valtakunnansovittelija) 13 июля. Это государственное учреждение, выступающее медиатором в решении трудовых споров. В ближашие дни авиакомпания Finnair вернётся к обычному расписанию.
Переговоры продолжались полгода. Ключевой спор касался компенсации потерь, связанных с ограничениями во время пандемии. Тогда стороны договорились о мерах экономии, которые включали отказ от повышения зарплат. Теперь профсоюз требует компенсировать потерянные доходы работников. Работодатели же настаивают, что прошлые соглашения не предусматривают таких выплат.
Достигнутое соглашение станет временным решением и по сути даст время для поиска компромиссов. Стороны договорились заключить коллективный договор. Он будет действовать в течение полутора лет. В течение этого срока повышение зарплат будет соответствовать так называемой «общей линии», то есть на уровне других отраслей. Отмечается, что изменений в текст самого договора не вносилось. Однако для решения конфликта создадут специальную рабочую группу. Профсоюзы отмечают, что в течение действия нового договора стороны оценят влияние прошлых мер экономии на доходы сотрудников и решат, стоит ли это как-то компенсировать в будущем.
Несмотря на компромисс, стороны признают, что суть конфликта так и осталась нерешённой. Председатель IAU Юхани Хаапасаари отметил в интервью Yle, что достигнутое соглашение — компромисс, который профсоюз считает приемлемым, но не идеальным. Во-первых, решение не позволит преодолеть «зарплатный провал». Во-вторых, Хаапасаари хотел бы, чтобы вопросы толкования спорных положений решались в трудовом суде. Такая возможность прописана в новом договоре. Работодатели же предпочитают решать вопрос в формате рабочих групп.
В свою очередь, Palta хотела бы расширить коллективный договор. Минна Ээри, директор по трудовым отношениям объединения работодателей Palta, называет это «развитием условий труда в отрасли и содержания соглашения». По сути речь идёт об уточнении правил, обязанностей, графиков, бонусов и других условий работы в отрасли. Профсоюзы видят в этом угрозу для возможностей защиты своих интересов.
Конфликт в авиаотрасли Финляндии продолжался полгода. Весной и летом из-за забастовок наземных служб и технического персонала было отменено свыше 1200 рейсов, что затронуло около 100 тысяч пассажиров. Эксперты называют тактику коротких и частых забастовок, использованную IAU, инновацией в сфере трудовых конфликтов. Подобная тактика позволила минимизировать потери для сотрудников и усилила давление на работодателя.