Феномен Богданыча: как тренер «Зенита» стал петербургским героем
Чемпионство петербургского «Зенита», по мнению многих любителей футбола, стало заслугой главного тренера команды Сергея Семака. Наставник сине-бело-голубых — редкий случай полного консенсуса между руководством «Газпрома» и болельщиками клуба. РБК Петербург спросил у экспертов, какие еще профессиональные и, не в последнюю очередь, личностные качества помогли Семаку и каковы главные опасности, с которыми он может столкнуться в будущем.
Владислав Бачуров, спортивный обозреватель:
Тренер не только заложник результата — в современном футболе он должен быть еще и грамотным менеджером, финансистом, дипломатом.
Забавно, что еще до назначения нового тренера было проведено голосование болельщиков по поводу его кандидатуры. Результат голосования был очевиден еще до начала. Фанаты всегда готовы поддерживать своих (до первых серьезных неудач, конечно, да и то, чаще оказывают моральную поддержку российскому тренеру, чем легионеру). Так что этот жест клуба можно считать плебисцитом, который позволял руководству подстраховаться на случай неудачи: вы же сами за него голосовали!
К счастью, все оказались правы. Но тут может быть интересна история, которая произошла в конце 1950-х в московском «Динамо». К тренеру клуба Михаилу Якушину перед началом матча подошли несколько генералов и пожурили: «Михаил Иосифович, плохо, что вы с лучшими игроками не советуетесь...» Тренер понял, что кто-то из любимчиков руководства «настучал» начальству. С начальством тогда спорить было сложно, тем более, в таком ведомстве, как «Динамо», поэтому Якушин (прямая аналогия с голосованием по поводу тренера «Зенита») решил прямо в раздевалке посоветоваться с командой перед объявлением состава. Он планировал в центр атаки поставить высокого форварда Александра Коршунова, но многим нравился техничный Алекпер Мамедов. Тогда Якушин спросил игроков: «Ребята, а кто у нас лучше головой играет — Мамедов или Коршунов?» Коршунов был на голову выше Мамедова, так что ответ был очевиден: «Конечно, Коршунов!» «Все согласны? — переспросил тренер. — Вот и замечательно, посоветовались и сообща все решили». И ведь такая тактика работает!
Успех «Зенита» в этом году — конечно, заслуга не одного Семака, он складывается из нескольких факторов. Первый — это бюджет. Очевидно, что как бы мы ни искали исключения (допустим, взлет «Аякса» в этом году) и не придумывали банальных объяснений (мол, в футбол играют люди, а не денежные мешки, великий футболист Йохан Кройф как-то пошутил, что ни разу не видел, чтобы денежный мешок забил гол), сейчас мы видим, что именно денежные мешки забивают голы регулярно. Правящая система в европейском клубном футбольном мире — корпоратократия — еще раз доказала свою власть: в финале Лиги чемпионов и Лиги Европы — четыре английские команды, представители самой богатой футбольной лиги в мире. Среди лидеров российского футбола — пять самых богатых клубов России («Зенит», «Локомотив», «Спартак», «Краснодар», ЦСКА).
Конечно, бюджет сам по себе ничего не выигрывает, здесь Кройф прав. Даже набрав в команду два состава дорогих и умелых футболистов «Зенит» предыдущие три сезона не смог бороться за первое место (в прошлом году вообще был пятым). И только в этом все сошлось: и удачные приобретения на нужные позиции (Азмун, Ракицкий и Барриос сразу стали основными игроками команды), и фактор тренера, конечно. Самое главное, что мы увидели в «Зените» после зимних каникул — это спокойствие и уверенность. И нового руководства, и молодого тренера, и футболистов, и болельщиков. Прошлый сезон был завален, когда главный тренер стал смотреть на сторону, искать более привлекательную «невесту» — и команда «поплыла». Сейчас же и с внутренним климатом в команде, и с мотивацией у игроков все было в порядке. А это всегда заслуга главного тренера.
Футбольный тренер все меньше напоминает фанатика, он, как и сам футбол, сейчас более прагматичен. Бывает, что тренеров-чемпионов, которых еще вчера носили на руках, вскоре увольняли: Раньери из «Лестера», Карреру из «Спартака». Вслед за чемпионским идет сезон более сложный, игрокам нужна уже другая мотивация, соперники уже приноровились к стилю команды, так что уровень тренера определяется не только в дни побед, но и в действиях по преодолению кризиса, в поведении под жестким прессом руководства или болельщиков. Слишком банальны и показательны примеры, как разваливаются чемпионские команды, а тренеры теряют контроль над коллективом. И Сергей Семак, и игроки, и менеджмент должны будут учитывать этот парадокс, с которым, если вспоминать прошлое, не справился и первый чемпионский состав «Зенита» 1984 года.
Футбольный тренер все меньше напоминает фанатика, он, как и сам футбол, сейчас более прагматичен.
Футболисты — люди молодые и, не очень ответственные (если вспомнить Кокорина с Мамаевым). Они стремятся к самореализации и достатку. Проще говоря, им важны слава и деньги. Если не будет побед (а значит славы и премиальных), они всегда готовы свалить свои проблемы на тренера, который оказывается козлом отпущения. Ведь он «не поставил игру», зато мучает их утомительными тренировками и штрафами за нарушение режима. И самый сложный сезон у чемпионов всегда следующий.
Тем не менее, традиционно к тренеру обращаются уважительно. Болельщики на плакатах пишут ему на «вы» — так обращаются в школе к учителю и в университете к преподавателю (даже если вы еще вчера сидели с ним за одной партой). Несмотря на демократические изменения в обществе за последние 100 лет, футбольная команда строится на основах патриархата с непререкаемым авторитетом — отцом во главе и сыновьями, которые пашут в поле. Патернализм футбольного уклада основан на знании тренером пути и возможностей игроков (и их желания) добиться указанной цели. Любое изменение этой структуры ведет к краху. Игроки-бунтовщики должны быть немедленно сосланы в дубль или отчислены из команды, иначе во внутренних склоках утонут месяцы тренировок, приобретенные игровые навыки и желание достичь победы на поле. В этом смысле отношения иерархия «тренер — игроки» больше напоминает не «учитель — ученики», а «генерал — солдаты». При этом совсем не обязательно впадать в авторитаризм. Сергей Богданович не кричит, не выходит из себя, он корректен и вежлив, но и не позволяет распускаться игрокам: общеизвестно, что в его команде запрещен мат».
Константин Осипов, спортивный журналист:
Семак сам был блестящим игроком, у него огромный опыт. Он играл и во Франции, и в ЦСКА и в «Зените». Но тут можно сказать, что не каждый хороший игрок становится хорошим тренером. Это действительно так. В Сергее Семаке талант тренера разглядел ещё Лучано Спаллетти. Сам Семак за год работы в «Зените» смог создать в команде особый микроклимат. Вы представьте: тридцать мужиков — два аргентинца, один из Латинской Америки, один из Тулы, третий из Краснодара, четвёртый из Ирана. И каждый со своими амбициями, каждый со своими агентами. И он смог ко всем найти подход. Мы — журналисты, болельщики, комментаторы — не можем быть внутри команды и видеть, какая «химия» существует между игроками и тренером. Но мы, получая какую-то инсайдерскую информацию, догадываемся, что он хороший психолог.
Я считаю, что Семак уже вошёл в сонм «зенитовских святых» — стоит в этом пантеоне славы с золотой медалью. Это видно по реакции болельщиков вчерашнего матча. Но не нужно забывать, что в футболе, как и в жизни, от любви до ненависти один шаг. Если ты выигрываешь, то тебя любят и носят на руках. Когда ты начнёшь проигрывать матч за матчем, болельщики быстро сбросят тебя с пьедестала. И у Семака был сложный период, когда мы в Лиге Европы имели преимущество в одно очко и проиграли две игры чехам. Тогда место под Семаком зашаталось.
Если ты выигрываешь, то тебя любят и носят на руках. Когда ты начнёшь проигрывать матч за матчем, болельщики быстро сбросят тебя с пьедестала.
Тем не менее, если бы в этом году «Зенит» не стал чемпионом Российской Премьер-Лиги, то, я считаю, Семака всё равно бы любили. Это видно по характеру матчей. Вчера, например, «Зенит» вышел на поле уже чемпионом, но все равно заряд от игроков был такой, что они как будто бы играли «матч смерти». Они его красиво провели, выиграли сильного соперника, мотивированную команду. А если болельщики видят красивую игру, тогда они могут простить счёт на табло, потому что футбол — это прежде всего эмоции».
Позиции спикеров могут не совпадать с мнением редакции.